По отзывам современников, Адольф Гитлер виртуозно владел искусством оболванивания толпы, но вот военным стратегом был неважным. Какой «военный стратег» из Никола Пашиняна, предпочитают не распространяться даже его сторонники — в армии нынешний премьер-министр не служил. Тем не менее сегодня армянские СМИ с подобострастными восторгами рассказывают о поездке Никола Воваевича в оккупированный Карабах. Там, как старательно повествуют источники с той стороны линии фронта, Никол Воваевич Пашинян провел служебное совещание в штабе оккупационных сил, которые здесь именуют «армией обороны Арцаха». В этом мероприятии также приняли участие карабахский гауляйтер Араик Арутюнян, именующий себя «президентом Нагорного Карабаха», министр обороны Армении Давид Тоноян и Джалал Арутюнян, который именует себя «министром обороны Нагорного Карабаха». Затем в рамках своей «прогулки в стиле милитари» Пашинян посетил столовую в одной из воинских частей оккупационной армии, после чего отправился, как утверждают, «на передовую».
Можно, конечно, порассуждать о внутриполитической стороне этой поездки и отметить, что, как полагают многие эксперты, для Пашиняна напичканный оружием и вооруженными людьми оккупированный Карабах остается этакой «бомбой замедленного действия», припомнить, что из Еревана в Ханкенди переводятся высокопоставленные офицеры, что слишком уж напоминает попытку «размыть» позиции карабахцев в командовании оккупационных сил, и даже отметить, что пышно анонсированное несколько дней назад переселение в оккупированный Карабах этнических армян из Ливана тоже похоже на попытку создать этакий «противовес» карабахцам.
Только вот разбор всех этих версий не может и не должен заслонять главного. Поездка Никола Пашиняна в оккупированный Карабах — это открытый вызов мировому сообществу, которое, напомним, требует от Армении реальных шагов к миру вообще и вывода оккупационных войск с азербайджанских земель в частности. Тем более вызывающим и провокационным шагом являются попытки армянских оккупантов незаконно расселить на захваченных азербайджанских землях этнических армян с Ближнего Востока, в частности, из Ливана. Где есть серьезные подозрения, что среди «переселенцев» окажется немало профессиональных террористов —нечто подобное, напомним, армянская сторона уже проделала на рубеже восьмидесятых-девяностых, «пригласив» в Армению многих профессиональных армянских террористов, среди которых были и Монте Мелконян, и Жирайр Сефилян.
И тем более понятно, почему Никол Воваевич так «осмелел», что устраивает свои провокационные вояжи. Сергей Викторович Лавров может, конечно, сколько угодно призывать к миру и даже возлагать на армянскую сторону ответственность за вспышку боев на Товузском направлении, но «отмечаются» в Ереване от тех самых рейсов российских транспортных самолетов по маршруту Минводы — Моздок — Актау — Туркменбаши — Новшехр — Решт —Мегри — Ереван. И не только потому, что если на стене висит ружье, то кому-то из него наверняка захочется «пальнуть».
Более того, министр обороны Армении Давид Тоноян умудрился еще и нечаянно опровергнуть смехотворную «кирпично-черепичную» версию этих перелетов, изложенную Сергеем Шойгу, и открытым текстом заявил: «Что касается перебросок, то на самом деле они происходили в рамках 102-й российской базы. В любом случае, Российская Федерация сейчас не перебрасывает грузы военного назначения для Республики Армения, мы делаем это самостоятельно».Если вспомнить, как российские военно-транспортные самолеты «перекрашивали» под армянские, то пазл складывается мгновенно. : возили оружие, но как бы «от имени» самой же Армении. Такие оружейные «инъекции» в Ереване не без оснований воспринимают как отмашку на дальнейшие провокации.
Неудивительно, что Никол Пашинян «сорвался с катушек» и устраивает провокационное шоу в Карабахе, стимулирует незаконное переселение и т.д.
Только вот Никол Воваевич упустил из внимания сущую мелочь: на дворе уже не пятидесятые годы ХХ века, когда из Армении активно выдавливали коренное азербайджанское население и зазывали в страну этнических армян из-за рубежа. И самое главное, изрядную пищу для размышлений дает беспрецедентно жесткая реакция Азербайджана на российские оружейные подарки. Это и телефонный звонок президента Азербайджана Ильхама Алиева Владимиру Путину, и холодная встреча президента Азербайджана и министра обороны России, где даже не прозвучало выражения «стратегическое партнерство», а было констатировано только «сотрудничество» двух стран, и, наконец, удивление российских экспертов после заявлений Джейхуна Байрамова на встрече с Лавровым — здесь не ждали, что министр иностранных дел Азербайджана будет ставить вопросы так жестко.
А это не просто изменения в позиции Азербайджана. В Баку, напомним еще раз, не поддаются эмоциям, тут четко анализируют риски и не допускают авантюр, особенно если цена вопроса настолько высока. И если в Азербайджане так меняют риторику и позицию, это означает, что Москва уже не является в регионе прежним полновластным хозяином, который мог при помощи оружейных «подарков» определять, кто победит, а кто проиграет. Строго говоря, это стало понятно еще во время апрельских боев 2016 года и Гызылгая-Гюннютской операции 2018 года. Изрядную пищу для размышлений дают и бои в Товузе, где Армения, как бы это повежливее, огребла неприятностей. И если Пашинян продолжает свою провокационную активность, это означает, что главные неприятности для него еще впереди. Даже если на совещании в Ханкенди это не обсуждали и даже не прогнозировали.
Нурани, политический обозреватель