Как утверждают историки, торговля по почте появилась в США еще в позапрошлом веке: американская «Montgomery Ward» в 1872 году, а чуть позже, в 1888 году, еще и «Richard Warren Sears» начали продажу товаров по каталогу и отправке их почтовой службой. Свой «Посылторг» с каталогами «Товары — почтой» в 1924 году появился в СССР (правда, в условиях тотального дефицита заказанные товары в лучшем случае приходили с огромным опозданием, в худшем — не поступали вообще). В семидесятые годы большой удачей считалось раздобыть каталог немецкого концерна OTTO…
Сегодня, с появлением Интернета и в эпоху глобализации, Интернет-торговля по почте переживает понятный бум: во Всемирной сети заказывают одежду и оргтехнику, телефоны и драгоценности, мини-пылесосы для чистки клавиатуры компьютера и одежду для кукол Барби. И можно понять, какой общественный резонанс вызвало в Азербайджане решение правительства об изменении порядка начисления таможенных пошлин на онлайн-заказы: необлагаемый лимит снижен с 1500 до 300 USD в месяц. Что тут же вызвало вал негативных комментариев и «разговоров в пользу бедных»: пандемия, карантин, людям и так тяжело, и тут еще придется дополнительно платить за заказы по Интернету?!!!!
Но на самом ли деле все так плохо? Действительно ли это решение, как уверены многие, «бьет по карману бедных граждан» и еще «наносит удар по мелкому и среднему бизнесу», которому и так тяжело?
Попробуем разобраться. И для начала попытаемся отделить «разговоры в пользу бедных» от «азбуки» экономики и государственного финансового регулирования.
Насколько сильно ударят новые нововведения по интересам потребителей — вопрос дискутабельный. Азербайджан — это не отдаленный и заброшенный регион, где, кроме всего прочего, есть огромные возможности для шоппинга и где в «докоронавирусное» время проходили «шоппинг-фестивали». Словом, это не «отдаленный и труднодоступный район», где возможности торговли сильно ограничены и все, что выходит за рамки ассортимента «сельпо», надо заказывать по почте или по Интернету. И уж тем более не следует забывать об интересах государства.
А теперь серьезно. Таможенные пошлины — это важная часть фискальной политики любого государства. Сами по себе импортные пошлины представляют собой налог на товары, ввозимые в страну. Они действуют во всех государствах, и де-факто даже там, где громко объявлено о «зоне беспошлинной торговли»: просто из-под налогообложения выводятся, к примеру, определенные товары из определенных стран. И, как и все налоги, служат понятной цели — перераспределить доходы. Государство, собирая налоги, пополняет доходную часть бюджета, из которой уже финансируются государственные расходы: а это не только социальные выплаты и помощь предпринимателям, по которым больнее всего ударили карантинные ограничения, но и расходы на оборону, обеспечение безопасности границ, дипломатию и т.д.
Пожалуй, одного только этого уже достаточно, чтобы понять, как далеки от реальности бурно вспыхнувшие в соцсетях «разговоры в пользу бедных», которых зловредные чиновники заставили раскошеливаться на таможенные пошлины. Как бы это помягче выразиться, бедные и неимущие по определению не будут заказывать по Интернету и по почте из-за рубежа товары — ни на 1500, ни на 300 долларов в месяц. Зато по понятным причинам в их интересах повысить собираемость налогов и их общую сумму.
Столь же сильно «разошлась» риторика соцсетей с реальностью и в случае с мелким бизнесом. Вопреки расхожему мнению, «защите местных производителей» таможенные пошлины помогают не очень. В долгосрочной перспективе этот механизм, как показывают исследования, не работает. Смысл и суть нововведений — в другом.
Прежде всего, будем реалистами: в любой стране, которая формирует собственный бюджет, собирает свои налоги и имеет свою фискальную систему, все импортные операции коммерческого характера, то есть ввоз товара в страну с целью его перепродажи, обязательно облагаются пошлинами. И неважно, как именно ввозится товар — на большегрузных фурах, в трюмах кораблей или грузовыми авиарейсами. Гражданам могут предоставляться льготы, позволяющие им провезти товары для собственного использования, но объем этих льгот ВСЕГДА ограничивается таким образом, чтобы использовать их как «лазейку» для провоза коммерческих товаров уже не получалось. Это, подчеркнем еще раз, общемировая практика (тем, кто не верит, советуем перечитать, к примеру, такой бестселлер, как «Аэропорт» Артура Хейли и обратить особое внимание на сцену таможенного досмотра. Или хотя бы пересмотреть одноименный фильм). Более того, даже после новых ограничений разрешенный лимит в Азербайджане больше, чем в соседних странах. А соблюдать законы, как бы это помягче, надо всем. Даже если приходится раскошеливаться. Более того, эта самая «лазейка» в таможенных пошлинах и возможность провозить коммерческий товар по «безналоговой» схеме как раз и бьет по интересам и кошелькам добросовестных предпринимателей — тех, кто платит все предусмотренные законом налоги и пошлины, в том числе на ввозимый для своей коммерции товар, будь то компьютеры, детские игрушки или дорогой алкоголь, арендует магазин, аккуратно оплачивает коммунальные расходы и зарплату своим сотрудникам, но в результате оказывается в худшем положении по сравнению с теми, кто провозит тот же товар, но уже под видом «личных нужд», а затем, как принято говорить в бизнес-среде, «демпингует».
И все это куда серьезнее, чем кажется на первый взгляд. Прежде всего потому, что финансовая устойчивость, обеспечиваемая фискальными службами (налоговой и таможенными органами) — это краеугольный камень стабильности всей системы государственного управления. А правовое государство и уважение к закону начинается не с разговоров в соцсетях, а с уплаты налогов. Даже если это дополнительные деньги за заказанный по Интернету набор игрушек.
Отдел экономики