В редакцию Minval.az пришло письмо от имени жильцов Общежития №1, которые написали следующее: Я не знаю даже с чего начать, столько проблем. У нас ситуация очень тяжелая. Наш дом находится в плачевном состоянии, куда только мы не обращались все без толку. Очень прошу у вас помощи, пожалуйста помогите нам! У нас у всех дети, а дом в любую минуту может упасть на наши головы.
Мы созвонились с жильцами, встретились, и вот мы здесь, по адресу Низаминский район, проспект Бабека, 87. Общежитие №1. Раньше здание принадлежало госкомпании «Азнефть», сегодня — зависло в неизвестности. В 2007 году «Азнефть» сняло здание со своего баланса из-за того, что территорию закупило ООО «Yusifoğlu Şirkəti», которое обязалось обеспечить жильцов общежития квартирами, а на месте старого дома должен быть построен новый. На словах – естественно — все было хорошо. Но как только дошло до дела, начали вылезать жирные огрехи.
— Мы очень надеялись, что нас переселят, потому что здание наше пришло в ветхий вид, и ремонту не подлежит вообще, — рассказывает одна из жительниц. — Комиссия от МЧС давно определила наш дом как аварийный, доказательством чему являлся официальный документ. Но в данный момент мы не знаем, куда делось заключение экспертов: возможно, его попросту уничтожили. Сейчас наоборот, нас уверяют, что общежитие еще как минимум 5 землетрясений выдержит…
Остров проклятых
… Мы еще не зашли в блок, и я смотрю на фасад, который оставляет желать лучшего. Кладка в один кирпич, между которым даже уже не цемент, а жидкая глина. Трогаю руками стены, куски глины падают мне под ноги. По стенам течет вода, под ногами хрустят куски облицовочного материала, которым когда-то вуалировались ветхие стены. Это здание было построено в 1964 году – с учетом всех строительных стандартов того времени. Время от времени ремонтировалось, но срок эксплуатации домов подобного типа давно подошел к концу. Последний раз ремонт (текущий, не капитальный. прим.авт.) общежития №1 был проведен как раз перед передачей здания в собственность руководства ООО «Yusifoğlu Şirkəti». С тех пор и начались проблемы. Во-первых, в ИВ автоматически аннулировали квартирную очередь, и все жители дома, ожидающие ключи, в один миг оказались зависшими в воздухе. Хотя на самом деле, это в корне неправильно: в общежитии от «Азнефти» не живет кто попало, а проживают те, кто имеет отношение к этому ведомству, а значит – имеет право на решение этим ведомством квартирного вопроса.
Кроме того, в здании общежития проживают семьи шахидов, ветеранов Карабахской и афганской войн, а также инвалиды и — естественно — в каждой семье по несколько детей.
Заходим в блок, идем по этажам. Наверное, страшнее было только в сгоревшем 19 мая 2015 года доме, когда я пришла туда после пожара, чтобы сделать съемку. Жильцы общежития предупредили меня: ходите осторожно, пол проваливается. И голову берегите, может упасть потолок. А потому пришлось идти чуть ли не по стенке, но и тут было нелегко: от стенок отваливались куски штукатурки.
Проходим в помещение кухни, черное от копоти (недавно был пожар, жители подозревают поджег), проходим в туалет и в ванную комнату (если развалины, где ветер свистит сквозь выбитые стекла, можно так назвать). Люди показывают мне провисшие балки, куски дранки, зловеще нависшие над головами, стены (в том числе и несущие), покрытые глубокими трещинами. Всюду плесень, отвратительный запах сырости буквально въедается в легкие.
— Скажите, разве можно жить в таком страшном доме? – спрашивают меня люди. – А ведь нас уверяют сейчас, что мы еще 5 землетрясений можем выдержать! Тех, кто так говорит – да на наше бы место поселить. Вы знаете, что комиссия МЧС, которая выдавала нам справку об аварийности, не решилась даже в дом зайти? Они посмотрели снаружи и сказали: красная зона риска, самая наивысшая. Мы добились приема у одного из заместителей Кямаладдина Гейдарова. Он лично позвонил в ИВ Низаминского района и при нас сказал: это общежитие аварийное. После чего нам выдали справку. Это было в начале лета 2016 года. С того момента, как МЧС нам выдало справку, прошло время, и дом наш пришел в еще больший упадок. Сегодня вы, пожалуй, единственные, кто вообще рискнул зайти сюда. Сначала в планах руководства компании было следующее: снести общежитие и начать большое строительство, благо территория это позволяет: около дома есть большой пустырь. Люди были согласны уйти, ведь в одночасье решалась бы их жилищная проблема. Да не тут-то было. Но как только руководство ООО получило разрешение от властей на строительство, все планы по застройке резко поменялись. Жители не видели ни одного документа, который бы им предъявили. С ними не заключили никаких контрактов, а наоборот, заявили, что у ООО ни денег, ни квартир нету, но если будет вырыт котлован, то деньги появятся. Дом начали отгораживать забором. И тут люди поняли, что их обманули. Руководству компании не нужно было старое здание общежития. Им нужна была ТЕРРИТОРИЯ вокруг него.
Справка:
Несколько лет назад сайт Minval.az тщательно освещал проблему жителей, проживающих в дома высшего командного состава ВМФ в пос. Баилова. Тогда все случилось с точностью наоборот: после Евровидения, когда началась массовая и хаотичная застройка этого прибрежного района, дом, который по заключению МЧС от 2011 года, неожиданно получил от того же МЧС статус аварийного (через год!), и жители до сих пор судятся с ИВ Баку за право проживания в своих квартирах.
Как рыбы об лёд…
— Мы возмутились и сказали, что невозможно рыть котлован так близко от дома (всего в 6 метрах от стены). Но нас по-прежнему пытались «успокоить» и говорили, что ситуация под контролем. Когда началось рытье котлована, наше здание сотрясало как во время землетрясения. Мы боялись оставаться внутри, и выбегали во двор. Все попытки призвать к совести руководство ООО «Yusifoğlu Şirkəti» ни к чему не привели. Но когда нам удалось все же наладить контакт, мы услышали следующее: выселять общежитие будут только после того, как будет возведено как минимум три этажа новостроящегося дома. Обычно мы общаемся с неким Гаджи Али Сахибом, документы которого ни разу не видели, но который всем нам представляется как руководитель строительной компании
Мы пытались обратиться к участковому, но он ответил: А что вы ко мне обращаетесь? Вы не относитесь к моему участку, вы вообще не относитесь ни к какому участку. А потому идите и жалуйтесь куда хотите.
После такого сакраментального ответа мы поняли, что надеяться на помощь полиции мы не можем. Мы – люди ниоткуда, идущие в никуда. Нас нигде не хотят принимать, не хотят слушать. Наши жалобы считают НЕОБОСНОВАННЫМИ. Но вы же сами своими глазами видите, в каких страшных условиях мы живем! Любое колебание почвы для нас смерти подобно! На вопрос, а что будет, если кусок штукатурки или цемента, или не дай Бог кирпича упадет на голову ребенку, представители строительной компании отвечают: НИЧЕГО, ПОХОРОНИМ ЗА СЧЕТ КОМПАНИИ (и это говорит человек, который совершал хадж!). И добавил, что ОФИЦИАЛЬНО (то есть, документально) здание общежития НЕ ПРИЗНАНО аварийным! Значит, МЧС дало ООО «Yusifoğlu Şirkəti» совсем другую информацию? Разве это нормально? Вы – наша последняя надежда! Мы написали массу писем, за подписями 151 человека – согласно количеству семей, проживающих в общежитии – и на имя Президента Азербайджана Ильхама Алиева, и на имя Первой Леди Мехрибан Алиевой. Мы писали в ИВ Низаминского района, в полицию, пытались обратиться в СМИ, где нам конкретно дали понять: тема закрыта. Мы не знаем, кто на самом деле является хозяином этого ООО «Yusifoğlu Şirkəti» но видимо у него хорошие связи, раз в его силах побороть 151 семью, и заткнуть всем чиновникам рот деньгами.
За что воевали и погибали наши мужчины?
11 февраля 2013 года в 10:30 вертолет ВВС Азербайджана Ми-8 исчез с экранов радаров и потерпел крушение в районе береговой зоны пляжа «Шихов». Согласно сообщению Минобороны Азербайджана, в результате крушения вертолета погибли капитан Яшар Маил оглу Ахмедов, лейтенант Рустам Гюльгусейн оглу Рустамов и лейтенант Бахруз Новруз оглу Зейналов. Ранее из моря были извлечены тела Рустама Рустамова и Бахруза Зейналова.
Портрет лейтенанта, борт-механика Зейналова Бахруза Новруз оглу, погибшего в тот холодный февральский день, висит в комнате общежития, где проживают его мать, сестра и отец.
— Наш мальчик так и не смог жениться, не оставил после себя внуков, — плачет мать Бахруза Тамам Зейналова, — не оставил ничего, кроме этого портрета. Куда бы он привел жену? Кто бы согласился выйти за парня, у которого только и есть что комната в полуразрушенном общежитии? Почти три года прошло с момента его гибели, а мы по-прежнему влачим жалкое существование в этом общежитии и боимся, что однажды на наши головы рухнет крыша.
В общежитии так же проживает семья Аллахвердиева Эльхана Кямиль оглу, (1966 г.р), пропавшего без вести в Зангелане 24 декабря 1992 года. Несколько человек, чьи сыновья пали в боях за Карабах, не захотели давать комментарии, и только сказали: все это бесполезно. Добиваться справедливости в нашей стране, все равно что биться об лед. Только одно не понятно: за что погибали наши мужчины? За то, чтобы сейчас в нашем же государстве к нам, гражданам Азербайджана, относились как к мусору?
В общежитии также проживают беженцы из прифронтовых районов Азербайджана. Одна из них сказала, Гурбанова Гёзаль Балай гызы – беженка из Физулинского горько сетовала на то, что вот уже много лет никак не может получить квартиру, а жить в таких условиях – все равно что по-прежнему оставаться в прифронтовой зоне:
— Я помню, как граждане Баку несли свечи к дому, сгоревшему 19 мая 2015 года, сочувствовали, соболезновали. Неужели с нами должна случиться такая же трагедия, чтобы на нас наконец-то власти обратили внимание? Или обязательно надо дождаться момента, когда на место нашей гибели люди будут приносить свечи?
… Когда мы уезжали обратно в редакцию, строительные работы были в полном разгаре. В данный момент застройщики взялись за скалу, на которой стоит злосчастное общежитие.
— Мы думаем, что нам придется ночевать на улице, хоть и наступают холода. Если кому-то и есть куда идти, возможно, они и уйдут. Но большинство останется здесь. А что будет с нами со всеми – никого не интересует. В нашем государстве главное – деньги, которых у нас нет, и тапш, которого у нас нет и подавно. А потому нами и играют как куклами. Только куклы – неживые. А мы – люди, и у нас есть дети, которые тоже в любой момент могут стать жертвами беспредела ООО «Yusifoğlu Şirkəti». Хотя, обещали же они устроить похороны наших детей за свой счет…
Издание Minval.az будет тщательно следить за происходящим на территории общежития №1. И как только представится возможность пообщаться с этими застройщиками, которые, в свою очередь, тщательно уходят от любых контактов со СМИ, мы обязательно опубликуем результаты наших переговоров.
Остается добавить только, что подобным свинским отношением к проблемам собственных граждан, государство работает на понижение уровня уважения и патриотизма. И если даже семьи шахидов и ветеранов Карабахской войны не могут вырваться из этого Богом проклятого места, то о каком уважении и уж тем более, принципах может идти речь?
Обидно и больно…
Яна Мадатова, фото и видео Илькина Зеферли