«На мой взгляд, главная тема визита Владимира Путина будет все же энергетическая, причем тема стратегического значения», заявил minval.az известный российский эксперт, общественный деятель и публицист Дмитрий Верхотуров, комментируя предстоящий визит российского лидера в Баку.
По его словам, обычно российско-азербайджанские отношения в нефтегазовой сфере рассматриваются через призму экспорта газа в Европу и старых споров вокруг «Набукко».
Тем не менее, на этот раз, как предположил российский политолог, речь пойдет о совсем другом — о покупке Россией газа в Азербайджане.
Дмитрий Верхотуров напомнил о том, что в начале июля 2013 года в Баку приезжал глава компании «Роснефть» Игорь Сечин, который встречался с президентом Азербайджана и вел переговоры с руководством Государственной нефтяной компании, по некоторым сведениям, на предмет покупки доли в газовом месторождении Апшерон, открытом в конце 2011 года, с запасами 350 млрд. кубометров газа и 45 млн. тонн газоконденсата.
«Месторождение небольшое, добыча на нем планируется только с 2020 года, в объеме 3-5 млрд. кубометров. В чем же здесь интерес? На мой взгляд, визит Сечина был своего рода разведкой перед визитом Путина, и должен был прощупать позиции азербайджанской стороны в том, может ли Россия купить доли в азербайджанских газовых месторождениях или нет? По всей видимости, может. Азербайджанский газ может потребоваться для поставок в Россию, которая начала испытывать дефицит природного газа», — заявил эксперт.
Как считает Верхотуров, к 2020 году, по оценкам, сделанным в 2006 году, он может достичь значительных величин — 343 млрд. кубометров в год.
К тому же, в силу сложившейся инфраструктуры, южные регионы России снабжаются, в основном, импортным газом, который раньше поставлялся из Туркменистана, а теперь из Казахстана, тогда как газ из Западной Сибири идет на снабжение Московского региона, Петербурга и Северо-Запада, а также обеспечивает экспортные поставки в Западную Европу.
По оценкам российского эксперта «Газпром» должен был покрыть дефицит к 2020 году за счет новых месторождений Ямала и освоения шельфовых месторождений в Баренцевом и Карском морях.
По мнению политолога, по ряду оценок, сделать в срок он этого не сможет, в особенности по шельфовой добыче, к тому же проект по строительству порта Сабетта в Обской губе ориентирует газодобычу на производство сжиженного газа и вывоз на экспорт.
Он отметил, что задачи снабжения южных регионов газом остаются, добавив, что на Северном Кавказе, только одна Чечня потребляет около 2,5 млрд. кубометров газа в год.
«Другого топлива в этом регионе нет, а экономически сейчас он постепенно развивается и спрос на топливо только растет. Поскольку туркменские поставки почти прекратились, а казахстанские и узбекские ресурсы не столь велики, то вполне естественно, что рассматривается вопрос о закупках азербайджанского газа, который очень близок к южному региону», — пояснил собеседник агентства.
В то же время, Верхотуров не исключил вероятность и политических мотивов этого шага.
«Туркменистан бы л долгое время вотчиной «Газпрома», но сейчас фактически Россия потеряла туркменский газ как топливную базу. К тому же, в начале 2013 года в печати появилась скандальная справка «Газпрома» о том, что потребители в Чечне не платят за газ, но потребляют его на душу населения втрое больше, чем в регионах Центрального федерального округа.
Здесь есть какие-то политические разногласия, и поэтому принято решение передать дело снабжения газом южных российских регионов «Роснефти», которая также имеет опыт добычи и транспортировки газа (все нефтяные компании в той или иной степени добывают и используют природный или попутный газ)», — констатировал эксперт.
Подводя итоги сказанному, эксперт предположил, что разговор пойдет о достаточно больших перспективах сотрудничества, с возможной закупкой оценочно не меньше 20-25 млрд. кубометров газа в год (это половина современного потребления газа на Украине) на долгосрочный период, и подкреплением этих закупок покупкой долей в газовых месторождениях, или обменом активов, в зависимости от того, как пойдут конкретные переговоры.
«Мне ситуация представляется примерно таким образом. Возможно, на первых порах закупки будут сравнительно небольшие, в пределах 5-8 млрд. кубометров, чего хватит для всего Северного Кавказа, но с последующим ростом. Это своего рода страховка на тот случай, если «Газпром» действительно не сможет справиться со своевременным вводом ямальских и шельфовых месторождений и не сможет дать требуемые для покрытия дефицита 350 млрд. кубометров», — резюмировал российский эксперт.
Тамара Тагизаде