Кому направлял месседж Владимир Путин?

Кому направлял месседж Владимир Путин?

Кому направлял месседж Владимир Путин?

На Южном Кавказе разворачивается нешуточная «конкуренция посредников», хорошо знакомая экспертам по второй половине девяностых. Именно такой вывод можно сделать из событий региональной «большой дипломатии».

С одной стороны, здесь наблюдается прямо-таки беспрецедентная активность на западном направлении. Министр иностранных дел Азербайджана Джейхуном Байрамовым провёл телефонные переговоры с помощником госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии Карен Донфрид. Обсуждались не только двусторонние отношения, но и постконфликтная ситуация в регионе, причем Джейхун Байрамов довел до сведения помощника госсекретаря США, что Азербайджан готов к нормализации отношений с Арменией на основе уважения принципов международного права, а Карен Донфрид подчеркнула важность нормализации отношений между двумя странами и готовность США оказать поддержку в этом вопросе.

Только за последние дни в Азербайджане побывала представительная делегация НАТО во главе со специальным представителем Североатлантического альянса по Южному Кавказу Хавьером Коломиной Пиризом, министр иностранных и европейских дел Хорватии Гордан Грлич-Радман, министр иностранных и европейских дел Словакии Иван Корчок, наконец, спецпредставитель Европейского союза Тойво Клаар.

Кому направлял месседж Владимир Путин?

Подробности переговоров остаются по понятным причинам за закрытыми дверями. И тем больше «поле для вопросов»: что происходит?

Понятно и ожидаемо, что представители евроатлантических структур сегодня активно «прощупывают» ту геополитическую архитектуру, которая сложилась на Южном Кавказе в результате исторической победы Азербайджана в 44-дневной войне. В НАТО прекрасно отдают себе отчет, насколько меняет ситуацию и укрепление союза Баку и Анкары, и Шушинская декларация, и, наконец, разгром Армении —любимого форпоста России, который ну никак не уравновешивается появлением в «огрызке» российских миротворцев.

Другое дело — Евросоюз. Где, судя по многим косвенным признакам, включая и разговоры о создании «европейской армии», намерены играть в политике, в том числе региональной, весьма важную роль.

Но самое главное, Брюссель сталкивается с необходимостью реформировать свою политику на Южном Кавказе. В самом деле, на протяжении последних лет здесь существовали простой стереотип. Приоритет отдавался Грузии, где заявили о намерении добиваться членства в ЕС. А вот отношения с Баку и Ереваном заключались в основном в разговорах о реформах, демократии, правах человека и призывах к миру и доверию между сторонами. Глубоко вникать в конфликт, оказывать давление на Армению и т.д. — ничем подобным в ЕС не «заморачивались». Но теперь, после войны и победы Азербайджана, «архитектура» Южного Кавказа изменилась слишком сильно, чтобы Брюссель мог позволить себе вести политику по прежним «лекалам». Не говоря о том, что евродипломтаии стоило бы извлечь уроки и из того, как Армения вела переговоры с Евросоюзом о подписании соглашения об ассоциации с ЕС, получала от нее под обещание это соглашение подписать финансовую подпитку, а потом изобразила финт ушами и вступила в ЕАЭС. А теперь, едва услышав обещание о финансовых подарках из Брюсселя, бесцеремонно выпихнула немецкую Cronimet с Зангезурского медно-молибденового комбината и отдала контрольный пакет акций российской «ГеоПроМайнинг».

В официальном сообщении о переговорах президента Азербайджана Ильхама Алиева и спецпредставителя ЕС Тойво Клаара, как говорилось в официальных релизах, «было отмечено, что Европейский Союз готов внести вклад в дело укрепление стабильности и мира, формирование атмосферы доверия в регионе». Еще раньше, в интервью La Reppublica, президент Азербайджана отметил: «Мы также обсуждаем роль Европейского Союза в развитии поствоенного периода на Южном Кавказе».

Соблазнительно, конечно, высказать предположение, что в ближайшее время будет дан старт новой посреднической миссии — уже под эгидой Евросоюза. Тем более что самый трудный вопрос — вывод армянских оккупантов с территории Азербайджана и выполнение резолюций СБ ООН — Азербайджан уже решил собственными силами. Но…

Прежде всего, Тойво Клаар прибыл в регион с далеко не лучшим «посредническим багажом» — достаточно вспомнить его скандальную встречу с Давидом Бабаяном в апреле нынешнего года в Ереване в ходе визита в регион. Более того, Евросоюз изрядно подпортил свой имидж, решив выделить агрессору-Армении куда большую финансовую помощь, чем пострадавшему от ее агрессии Азербайджану. И если в последние недели об этом в Баку предпочитали не напоминать, это еще мало что значит. Не напомнить в политике могут, а вот забыть — вряд ли.

Евросоюзу, если там действительно намерены основать свою посредническую миссию в регионе, придется «расталкивать локтями» не только обанкротившуюся Минскую группу. Свою посредническую миссию здесь ведет Грузия.

Наконец, менее всего делить с кем-либо «посреднический пирог» настроена Россия. Информагентства цитируют заявление Владимира Путина на Валдайском форуме: «Самое главное сейчас – это окончательно урегулировать ситуацию на границе. Здесь, конечно, без участия России невозможно ничего сделать. Здесь нам, пожалуй, никто и не нужен, кроме двух сторон и России».

Кому направлял месседж Владимир Путин?

А это уже очень похоже на вполне прозрачный месседж, адресованный потенциальным посредникам: и Грузии, и Евросоюзу, и, возможно, даже и Минской группе.

Но каким окажется практический эффект от такого окрика? Послушают ли Москву и потенциальные посредники, и, что куда важнее, стороны конфликта?

И вот тут есть тонкости. Азербайджан располагает в регионе куда большей свободой рук, чем Армения. Это и статус страны-победителя, и независимая внешняя политика, и участие в Движении Неприсоединения. Понятно, что у Кремля есть рычаги влияния и на Азербайджан, и на Грузию, да и на сам Евросоюз, если уж быть до конца откровенными. Но все это не идет ни в какое сравнение с уровнем управляемости Армении.

А тут уже есть любопытная информация к размышлению. Модест Колеров, экс-помощник президента РФ, в своей статье, о которой уже рассказывал Minval.az, открыто возмущался: «Беспринципный получатель помощи, посылающий любвеобильные пассы в адрес Чехии, недружественной к России, и Литвы, сделавшей русофобию своей главной внешнеполитической специализацией. Почему же любвеобильная дипломатия Армении не зовёт Чехию и Литву, или даже Францию, защищать хотя бы границы Армении, не говоря уж о защите армянского Карабаха?! Вот бы воины Чехии и Литвы повоевали бы за Армению на её границах вместо тысяч армянских дезертиров с войны 2020 года!» Интересно, конечно, следует ли так понимать господина Колерова, что российские солдаты на границах Армении все же воевали вместо армянских дезертиров, но в том, что даже двусторонние переговоры Армении с Чехией и Литвой не на шутку возмутили Москву, сомнений нет. И в таких условиях шансы, что Армении позволят принять какие-то альтернативные предложения о посредничестве, вряд ли стоит переоценивать. И если отодвинуть тот же Евросоюз или НАТО от Южного Кавказа у Москвы вряд ли получится, то вот срывать посредничество руками Армении— задача вполне решаемая. Достаточно вспомнить, как Москва «похоронила» в не таком далеком прошлом весьма многообещающий «план Болтона».

Другое дело, что, как показывают события последнего времени, Азербайджан уже не будет сидеть и ждать, пока «внешние игроки» договорятся между собой и займутся продвижением урегулирования не только на словах.

И хорошо, если внешние игроки вовремя уяснят это для себя.

Нурани

Теги: