Главный «ястреб» Вашингтона ушёл. Какой будет судьба «плана Болтона» по Карабаху?

Главный «ястреб» Вашингтона ушёл. Какой будет судьба «плана Болтона» по Карабаху?

Главный «ястреб» Вашингтона ушёл. Какой будет судьба «плана Болтона» по Карабаху?

Администрация Дональда Трампа имеет все шансы войти в историю США как рекордная по скорости «кадровой чехарды». Уже за первый срок своего президентства нынешний хозяин «Белого дома» менял госсекретаря, министра обороны, главу ЦРУ, постпреда в ООН, а теперь отправил в отставку уже третьего советника по национальной безопасности — Джона Болтона.

Это, без сомнения, внутреннее дело США и безусловное право президента этой страны — менять даже ключевых персон из своей команды. Но у южнокавказской аудитории и экспертного сообщества свой взгляд на ситуацию. Менее года назад Джон Болтон совершил визит на Южный Кавказ, после чего в экспертном сообществе заговорили о существовании «плана Болтона» по урегулированию армяно-азербайджанского конфликта, куда более выгодного Азербайджану, чем Армении.

Строго говоря, существование этого самого «плана Болтона» не было подтверждено официально. Однако в ходе своего визита в Ереван теперь уже бывший советник президента США по национальной безопасности прямо заявил, что Вашингтон ждет от Пашиняна «решительных шагов» в карабахском урегулировании. Контуров не обозначил, но еще на стадии подготовки визита американские дипломаты, включая помощника госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии Джорджа Кента и посла США в Армении Ричарда Миллса, открыто дали понять, что в числе основных принципов урегулирования конфликта — уважение территориальной целостности, и без вывода армянских войск с захваченных азербайджанских земель ни о каком урегулировании и речи быть не может. В Ереване эти заявления американских дипломатов вызвали настоящую политическую панику.

Здесь, по закону жанра, должен следовать рассказ, что после визита Болтона переговоры действительно набрали темп, но затем были сорваны с помощью серии «утечек», рассчитанных на армянскую аудиторию, и «намеков», что вот сейчас Никол Пашинян договаривается о «сдаче земель». Затем американская дипломатия сделала еще одну попытку реанимировать переговоры по «плану Болтона», но и она не имела успеха.

Читайте также: В чем согрешил советник?

И вот теперь Джон Болтон, о котором армянские аналитики раздраженно говорили, что он «видит на карте только Азербайджан и Турцию», ушел в отставку. Но…означает ли это и пересмотр американской дипломатии по Карабаху? И есть ли у Баку повод впадать в уныние, а у Еревана — откупоривать шампанское?

Намеренно оставим за скобками ироничные вопросы о «реальном КПД» плана Болтона. Важно другое. Дело даже не в том, что среди тем, по которым у Трампа выявились разногласия с Болтоном, Карабах и Южный Кавказ вообще эксперты не упоминают никоим образом. Важно другое. Позиция, которую обозначил в ходе своего визита на Южный Кавказ Джон Болтон — это не «суммарный вектор лоббистских усилий», который может быть «развернут» в результате подковерных интриг. Она отвечает коренным интересам США, и не только США. Успешная реализация нефтегазовой стратегии Азербайджана вообще и проекта «Южный газовый коридор» в частности не просто выводит на новый уровень экономическое сотрудничество нашей страны с Евросоюзом — на фоне разгорающейся в Европе «газовой войны» это еще и многократно повышает, скажем так, «политическое внимание» Запада к Азербайджану. Из «политической спячки» постепенно выходит Центральная Азия, надежным «ключом» от которой для Запада опять-таки остается не неспокойный Афганистан, а наша страна с железной дорогой Баку-Тбилиси-Карс, новым портом в поселке Алят и паромной переправой через Каспий. Растет напряженность вокруг Ирана. Не самым позитивным образом — и это еще мягко сказано — развиваются события на российском «треке». И все это по понятным причинам заставляет страны Запада укреплять свои позиции в Азербайджане, который из «географических новостей» и политической провинции вдруг превратился в точку пересечения силовых векторов мировой политики. А вот путь к укреплению этих самых позиций лежит именно через Карабах. Во-первых, это ключевой вопрос для Азербайджана — со всеми вытекающими. Во-вторых, после российской аннексии украинского Крыма и начала войны на Донбассе отношение к границам государств постсоветского пространства и попыткам их силовой перекройки тоже изменилось. А в-третьих, на Западе не так много желающих терпеть тлеющий конфликт рядом со столь важными железными дорогами и трубопроводами.

Наконец, свои реалии диктует и поведение в регионе России. Владимир Путин, по последним сообщениям, отправил в отставку заместителя министра иностранных дел РФ Григория Карасина, отвечавшего, в числе прочего, и за Южный Кавказ. На его место прочат Ивана Волынкина, ранее возглавлявшего посольство РФ в Армении, и если эти слухи подтвердятся, то аудитория Южного Кавказа, да и не только Южного Кавказа, получит очередное подтверждение, что на регион Москва смотрит через армянскую «призму». Но и без этого вряд ли остались сомнения, кто из участников конфликта в Карабахе, несмотря на все «шашлычные» трепыхания, был и остается форпостом России, а кто проводит действительно независимую политику. И вот тут уже нельзя не заметить, как синхронно начали «сдвигаться» в пользу Азербайджана позиции и США, и Евросоюза, и отдельных входящих в него государств, включая даже Францию с ее особыми отношениями с США. И слишком многое указывает на то, что Болтон уходит, но вот «план Болтона», по всей видимости, остается. Просто потому, что эта позиция продиктована интересами США, а не личным мнением или кабинетными интригами.

И, кстати, это обстоятельство азербайджанская дипломатия вполне может записать в свой «актив».

Нурани, политический обозреватель

Теги:
Из этой рубрики