Примечательными являются визиты за границу двух высокопоставленных лиц Азербайджана, совершенные практически в одно и то же время: заместителя министра иностранных дел Араза Азимова в Израиль и председателя Комитета по работе с религиозными организациями Мубариза Гурбанова в Иран.
С первого взгляда эти визиты могут создать впечатление рядовых, но учитывая сложную ситуацию вокруг Азербайджана, в частности Нагорного Карабаха, эти визиты представляют особую важность. Еще одним моментом, придающим важности этому визиту, является традиционная напряженность и вражеские отношения между Ираном и Израилем.
У Азербайджана сложились хорошие отношения с Ираном, в котором проживает 35 миллионов наших соотечественников. Отношения с Израилем тоже развиваются по восходящей линии, и они полностью отвечают стратегическим интересам нашей страны. Между Израилем и Азербайджаном расширяется сотрудничество в торгово-экономической (Израиль закупает азербайджанскую нефть, транспортируемую по нефтепроводу Баку-Джейхан), гуманитарной (В Израиле есть солидная азербайджанская диаспора) сферах и сфере технологий. На высоком уровне находится сотрудничество в военно-технической сфере. Этот фактор сыграл особую роль в модернизации азербайджанской армии и проявил себя во время успешной операции в ходе четырехдневной войны.
* * *
Согласно информации, Араз Азимов провел встречи с официальными лицами МИД Израиля, депутатами парламента и представителями других госорганов. Во время встреч обсуждались актуальные вопросы сотрудничества между двумя странами, проблемы регионального характера на Ближнем Востоке и Южном Кавказе. Также был проведен обмен мнениями по вопросам ядерной безопасности. Было подчеркнуто, что у всех государств, в том числе у Ирана, есть право использовать ядерную энергию в мирных целях. Израильская сторона была проинформирована об опасности, которую представляет Армения для Азербайджана и всего региона.
Безусловно, в ходе проведенных Азимовым встреч основной темой был карабахский вопрос, а также перспективы еще большего развития военного сотрудничества между двумя странами.
Не будем забывать, что долгие годы Азимов был особым специальным президента Азербайджана в переговорах по Карабаху. Примечательно, что Араз Азимов встретился в Израиле и с депутатом Кнессета (парламента), председателем парламентского комитета по иностранным делам и обороне Цахи Ханегби.
Израильские медиа предоставили немного иные детали этой встречи, нежели указаны в официальной информации азербайджанской стороны.
Как пишет сайт Jewishpress.com, Араз Азимов на встрече с Цахи Ханегби заявил, что Иран не отказался от ядерных амбиций. Как отмечает сайт, Азимов сделал это заявление в ходе обсуждения связанного с Ираном вопроса.
Но азербайджанский МИД не подтвердил эту деталь и ограничился лишь фразой «В переговорах было подтверждено право Ирана на использование ядерной энергии в мирных целях». Здравая логика подсказывает, отношения между Азербайджаном и Израилем не должны строиться за счет ухудшения отношений с Ираном (или с любой другой страной-партнером). В этом нет необходимости.
В качестве доказательства можно указать теплые отношения Баку как с Тегераном, так и с Тель-Авивом, в том числе плодотворный визит Ильхама Алиева в Тегеран, в ходе которого были подписаны различные документы. Среди этих документов есть протокол о взаимопонимании, который еще больше усиливает экономическую и коммуникационную изоляцию Армении. К тому же, карабахская проблема и вероятность войны вынуждает нас увеличивать число партнеров, чтобы во время войны у нас было достаточно защитников в политической и дипломатической плоскостях, и чтобы Азербайджан превратил свою военную победу в политическую.
* * *
Кстати, в ходе четырехдневной войны Тегеран, как и Израиль, тоже занял достаточно объективную позицию, сделал заявления в поддержку территориальной целостности Азербайджана. В этом контексте пришелся кстати визит в Иран председателя Комитета по работе с религиозными организациями Мубариза Гурбанлы практически одновременно с визитом Араза Азимова в Израиль, который немного компенсировал негативные моменты визита Азимова, а также продемонстрировал какую важность Баку придает обоим государствам.
Это особенно важно в период, когда карабахский вопрос вошел в очень чувствительную стадию, а Баку ищет сильной международной поддержки и старается изолировать Армению в политическом и дипломатическом плане. В этом контексте визит Мубариза Гурбанлы в Иран может считаться успешным и быть записан в активы Баку.
Согласно информации, председатель Госкомитета встретился в Тебризе с представителем высшего руководителя Ирана аятоллой Мохсеном Муджтахидом Шабистари. Мубариз Гурбанлы отметил, что в некоторых регионах мира происходят столкновения на религиозной и этнической почве, и в результате этого противостояния гибнут тысячи людей. Было отмечено, что вооруженные группировки, прикрываясь Исламом, занимаются терроризмом.
Коснувшись агрессии Армении в отношении Азербайджана, М.Гурбанлы сказал, что армянские вандалы разрушили мечети в Шуше, Агдаме и в других оккупированных районах.
«Разрушив мечети, армяне оскорбили не только Азербайджан, но и всех мусульман. Это не должно остаться без ответа», — отметил М.Гурбанлы.
В свою очередь аятолла Мохсен Муджтахид Шабистари заявил, что Нагорный Карабах является территорией Азербайджана, и оккупированные земли должны быть возвращены. Он отметил, что во всем мире существует дискриминация в отношении мусульман. Аятолла Шабистари также подчеркнул важность исламской солидарности. Шабистари высоко оценил восстановление мечетей и защиту религиозных ценностей в Азербайджане, а также заявил, что «развитие соседней и дружественной страны радует».
* * *
Поддержка Тегераном Баку в карабахском вопросе важна вдвойне. Потому что агрессор Армения считает Иран «второй форточкой» после России. Закрыть эту «форточку» является стратегической целью Азербайджана. Потому что в этом случае ускорится справедливое решение карабахской проблемы. Если для этого потребуется военное сотрудничество с Ираном, то можно пойти и на это. Но, естественно, не в ущерб связям с Израилем, который отказал в военном сотрудничестве Армении после апрельских боев.