Сегодня, 17 августа, состоится встреча министров иностранных дел России и Ирана – Сергея Лаврова и Джавада Зарифа. Они намерены обсудить вопросы двустороннего сотрудничества, ситуацию вокруг ядерной программы Тегерана и вопрос Сирии. Об этом сообщил официальный представитель МИД России.
Переговоры в Москве пройдут на фоне обсуждения членами Конгресса США Венского соглашения по ядерной программе между странами «шестерки» и Ираном. Американские законодатели должны до сентября либо одобрить, либо отвергнуть этот документ.
«Главы внешнеполитических ведомств уделят основное внимание вопросам дальнейшего развития двусторонних отношений, в том числе с учетом согласованного 14 июля с.г. в Вене Совместного всеобъемлющего плана действий по урегулированию ситуации вокруг иранской ядерной программы. Состоится обмен мнениями по ключевым проблемам глобальной и региональной повестки дня, включая преодоление кризиса в Сирии», — отмечает департамент информации и печати МИД.
Напомним, что запланированный на прошлой неделе – несколько дней тому назад визит Зарифа Джавада в Турцию был внезапно отложен. В этой ситуации привлекает внимание, что главные дипломаты Ирана, которые не смогли отправиться в Турцию, всего через 3-4 дня отправляются в Москву. Хотя официальный Тегеран сообщал, что визит в Турцию не состоится по причине «технических проблем» — плотности программы визитов, но, видимо, для Москвы в этом графике время все же нашлось.
***
Естественно, политические аналитики объясняют это иначе. Дело в том, что одним из вопросов, вызывающих противоречия между Турцией и Ираном, связан именно с Сирией и судьбой Башара Асада. Тогда как Анкара не видит Асада в составе какой-либо части переходного правительства (это является также позицией Запада), то Иран, наоборот, не представляет без Асада мирное урегулирование в Сирии. Москва пока что занимает с Тегераном одинаковую позицию по этому вопросу.
Впрочем, визит Зарифа в Турцию, которому он придавал большое значение, в первую очередь был связан с новым планом Ирана по Сирии. Видимо, этот план не приветствуют в Анкаре и, к тому же, он обеспокоил Москву. Не случайно главной темой для обсуждений в ходе встречи Лаврова и Зарифа будут пути преодоления кризиса в Сирии.
В этом контексте Кремль предпринял некоторые шаги для решения проблемы в рамках своих интересов, а также с целью демонстрации Западу, что он еще не потерял возможности быть крупным игроком в глобальных вопросах. Российский спецпосланник провел в Сирии несколько встреч с представителями умеренной оппозиции. Несомненно, Москва и Тегеран постараются еще раз согласовать свои позиции по этим вопросам, сверят стрелки часов.
В преддверии визита в Москву официальный Тегеран еще раз явно продемонстрировал свою позицию. Заместитель министра иностранных дел Ирана Амир Абдоллахиян сообщил, что единственным выходом из кризиса для Сирии является политическое решение, а также добавил, что Иран расценивает создание буферной зоны в Сирии в качестве нарушения территориальной целостности и суверенитета этой страны. «Необходимо найти способ решения этой проблемы, не нарушая международное право», — отметил Абдоллахиян.
Из этого можно сделать вывод, что Джавад Зариф отложил свой визит в Турцию вовсе не из-за технических, а из-за геополитических проблем, больше всего связанных с Сирией. Кстати, Россия, также как и Иран, выступает против идеи США и Турции о создании на севере Сирии буферной зоны.
***
Таким образом, после Венского соглашения, подписанного 14 июля, хоть это и выглядит так, будто бы пути Москвы и Тегерана начали расходиться, но на самом деле между ними остается достаточно много общих точек соприкосновения и вопросов против Запада и Турции, представляющих стратегическое значение.
Также ясно, что Россия старается извлечь максимум выгоды для себя из расхождения мнений Ирана и Турции и, в целом, Запада по вопросу кризиса в Сирии, а также сохранить традиционную напряженную риторику между Тегераном и Западом. Это жизненно необходимо для нее в первую очередь для того, чтобы препятствовать выходу Тегерана на нефтегазовый рынок.
Значит на «карту» поставлены и энергетические интересы Азербайджана, в том числе судьба TANAP, ведь Иран заявил о своем желании присоединиться к этому проекту, не отвечающему интересам Кремля, и даже реанимировать проект NABUCCO. В то же время, он не скрыл намерения использовать существующую и новую инфраструктуру Азербайджана и Турции для транспортировки в Европу своих гигантских запасов газа.
Безусловно, Тегеран прекрасно осознает ближайшие и далекие мишени Кремля. Нельзя забывать, что Запад начал серьезно задумываться об отказе от российской нефти, и если этот сценарий реализуется, то российская экономика будет похоронена. Россия также является серьезным соперником для Ирана на мировом рынке нефти.
Дело в том, что сейчас нельзя однозначно сказать, что визит Джавада Зарифа в Москву будет записан в активы Кремля. В любом случае, в регионе только начались крупные геополитические процессы, затеваются политические комбинации и неожиданные ходы. Естественно, все стараются извлечь из этих процессов как можно больше политической и экономической выгоды, в том числе и наш южный сосед.
Однако политика – это умение сделать все возможное. С этой точки зрения, не исключено возникновение определенного союза между некоторыми странами в регионе. Речь идет также об Иране и отношения к нему.
Minval.Az