— Комитет Сената США по иностранным делам утвердил кандидатуру Роберта Секуты на пост посла Америки в Азербайджане. Будет ли он столь активным, как и его предшественник, посол Ричард Морнингстар?
— Послы США в Азербайджане всегда были активными, они выделялись на фоне других посольств, а это было связано с ведущей ролью американцев не только в Азербайджане, но и в других странах бывшего Советского союза. Именно США сегодня в нашем регионе определяют повестку дня. Поэтому, думаю, конечно же, новый посол будет также активным.
— Пресс-секретарь президента Азер Гасымов в интервью самому себе вновь критикует международное сообщество, а накануне он критиковал США. Как вы расцениваете подобного рода заявления?
— Дело в том, что пресс-секретарь президента Алиева никогда не выражал каких-либо позиций, обычно эту функцию выполнял заведующий отделом по общественно-политическим вопросам Администрации Президента Али Гасанов. И поэтому все мы забыли о том, что у главы государства существует свой пресс-секретарь. А поскольку он не имеет права выражать свое личное мнение, то, разумеется, мнения, которые он озвучил недавно – мнения самого президента. Но я не считаю, что заявления направленные в адрес США, эта жесткая критика, призыв в невмешательства в дела страны, столь категоричны, скорее всего, власти просто желают этого. Но США, исходя из международных обязательств Азербайджана, в двухсторонних отношениях все равно будут настаивать на их выполнение.
В противном случае власти должны отказаться от всех обязательств, но они этого не делают, поэтому я не воспринимаю подобные упреки в адрес США серьезными.
— Но накануне была опубликована статья главы Администрации Президента господина Мехтива, состоящая из 32 страниц. В ней он также критикует США.
— Ничего нового в его статье, в принципе, не было. Скорее, эта статья стала последним аккордом политики подавления свободы слова, собраний, выражения. Во всяком случае, это подавление деятельности независимых СМИ, НПО, политических партий. Но я не думаю, что такая политика будет иметь продолжение в ближайшие годы, в ней нет просто надобности. Тем более, с приходом нового посла риторика властей изменится, будут иные призывы. Они будут отличаться от тех, что мы имели в этом году.
— А в феврале в Хельсинской комиссии Конгресса США состоятся слушания, связанные с Азербайджаном. Нам ожидать очередной критики?
— Как раз к февралю, думаю, ситуация поменяется, к этому времени ситуация будет совсем другой. Экономическая ситуация страны ухудшается, Алиев хочет в следующем году увеличить вес нефтяного сектора на 20 процентов, нужна свободная экономика, суды должны быть независимыми. Перемены для Азербайджана нужны для того, чтобы создать новые отношения, условия, чтобы экономика страны, наконец, задышала. Сидеть на нефти и газе уже очень сложно. Власти понимают это. Плюс ко всему, взятые властями обязательства были подтверждены еще раз накануне выборов 2013 года. Например, в беседе со мной официальные представители США говорили о том, что были взяты конкретные обязательства.
С другой стороны, впереди нас ждут Евроигры, парламентские выборы, а в январе будет сессия ПАСЕ, на которой будет рассматриваться вопрос выполнения взятых обязательств. Хочу отметить, что в январе прошлого года, Азербайджан взял определенный пакет обязательств, когда был найден компромисс и Кристофер Штрассер не был назначен комиссаром по политзаключенным.
Все эти факторы, события, процессы свидетельствуют о том, что правительство будет менять что-то. К концу декабря, считаю, будут освобождены некоторые политзаключенные, а остальная часть, возможно, в январе.
Новая политика властей стартует с конца декабря. Азербайджан вступает в период управляемой демократии, когда все будет под контролем властей, но в любом случае все будут направлено на либерализацию отношений в обществе, самой системы. С 2015 года начнутся диалоги между правительством и партиями, гражданским сектором, медиа.
Власть предоставит определенную свободу, но все будет управляемым в стране, чтобы свободой особо не злоупотребляли, чтобы они не привели к каким-то катаклизмам, революционным событиям. Речь идет об эволюционном переходе к демократии, о чем США устами бывших послов Брайзы, Морнингстара часто говорили. Они отмечали, что Азербайджан должен показать пример всему мусульманскому миру, обеспечить приверженность к принципам, озвученным в 17-20 годах прошлого века. Ильхам Алиев, насколько я понимаю, не отказывается от этой линии.
— Давайте поговорим о российско-азербайджанских отношениях. Как бы вы охарактеризовали эти отношения?
— Отношения стабильны, Азербайджан предоставил России все что мог, а сейчас стороны готовятся к отношениям на будущий год и в этом контексте все нормально. Россия взяла от Азербайджана все что хотела, и будет брать в будущем.
— Многие говорили об угрозе, исходящей от нашего северного соседа. Получается, нам удалось застраховаться?
— Полностью никто не может застраховаться, по крайней мере, на данном этапе, да, властям удалось застраховаться. Русские получали финансовую поддержку в виде различных контрактов, а что касается принятия шагов по захвату территорий, их контроля, то эта угроза все еще существует. Если Россия не получит со стороны Запада экономическую поддержку, чтобы стабилизировать ситуацию, продвигать реформы, тогда Путин будет вынужден предпринимать шаги, чтобы отвлечь внимание от внутренних проблем общества. Еще больше милитаризировать Россию. И не случайно, что президент Казахстана Назарбаев в ноябре в своем обращение нации, заговорил об угрозах. Ситуацию понимают и в Азербайджане.
После неожиданного визита французского президента Олланда в Россию прозвучали оптимистические заявления Путина, но до этого, после встречи глав МИД в швейцарском городе Базеле, были ослаблены санкции в отношении банков России, плюс Путин заявил о поддержке территориальной целостности Украины.
Все это говорит о том, что стороны вроде бы о чем-то договариваются. Россия в ближайшем будущем в случае умиротворения конфликта, получит экономическую поддержку Запада, а если это будет проходить на фоне путинских реформ, то мы можем избежать плохой сценарий для Азербайджана.
— Накануне президент Путин совершил визит в Турцию. В Азербайджане неоднозначно оцениваю данный визит, в частности, новые газовые договоренности. Считают, что это удар по проектам TAP, TANAP.
— Русские сегодня заинтересованы в усиление отношений с Турцией, и в данном случае речь может идти о получении каких-то кредитов, приглашение участвовать в инвестиционных проектах тюрков. Для России Турция не представляет опасности с точки зрения экономических отношений, чем американцы.
Вторая часть вопроса заключается в том, что у русских нет денег на строительство «Южного потока», и поэтому они приняли такое компромиссное решение, что газопровод пойдет через Турцию.
Никаких ударов по поставкам по TANAP- у нет. Потребности Европы в газе будут расти, и не случайно, что наши поставки рассчитаны на 2019 год, именно этот период рассматривается в качестве нового экономического роста мировой экономики. Но дело в том, что TAP, TANAP – не наши проекты, они западные, Европа сама прекрасно знает, какие объемы газа ей нужны. Поэтому не мы определяем повестку дня, а во-вторых, объемы, которые будут поступать из Азербайджана и России, уже просчитаны в Европе, в этом смысле никаких противоречий нет.
— Кстати, бытует мнение, что Азербайджан больше не проводит сбалансированную внешнюю политику, наоборот, политика стала пророссийской. Тому наглядный пример: недавно глава МИД Украины Климкин предложил вести заседания ГУАМ на английском, а спустя сутки министр Мамедъяров заступился за русский язык. Он считает, что общение на русском языке в ходе встреч и переговоров между представителями различных отраслей в рамках ГУАМ более продуктивно, чем использование английского.
— Фактом остается то, что поначалу Азербайджан поддержал инициативу украинского министра, а потом, видимо, перепугался. В целом наши власти всегда пытаются не портить отношений с Россией, они стараются продемонстрировать общность подходов, политических взглядов. Поэтому все то, что происходит в России с гражданским обществом, свободой слова, нечто похожее повторяется и у нас. Статья Рамиза Мехтиева, к примеру, была опубликована за сутки до выступления президента Путина, конечно же, определенные ноты совпадают, и думаю, что это было сделано для того, чтобы показать, что и у Азербайджана и России есть общие подходы в отношениях с Западом, и во внутренней политике.
Я помню, как в свое время Медведев не успел еще официально объявить курс модернизации, так Мехтиев опубликовал большую статью на тему модернизации в Азербайджане. А так как Медведеву не удалось провести до конца этот курс, не удалось, следовательно, это и в Азербайджане.
Внешняя политика Азербайджана в большей степени прозападная, но официальный Баку часто оглядывается на Москву. Азербайджан с уважением относится к мнению России, пытается не раздражать ее. А дети президента, министров находятся во Франции, США, Германии. Вся наша элита ошивается на Западе: учится, работает, занята своим бизнесом.
Беседовал Эмиль Мустафаев









