Ситуация вокруг убийства 19-летнего азербайджанца Векила Абдуллаева в Новосибирске продолжает развиваться по непонятному, а вернее, слишком понятному сценарию. Теперь в кампанию по защите сотрудника ДПС Александра Гусева, который и убил Абдуллаева выстрелом в голову, включился телеканал «Россия-24» в лице своей передачи «Дежурная часть».
Напомним: как уже рассказывал Minval.az, старший инспектор ДПС Александр Гусев остановил «тойоту» с тонированными стеклами, где находились трое азербайджанцев, включая и Абдуллаева. При попытке задержать водителя возникла потасовка, и инспектор Гусев сначала принялся избивать Абдуллаева, а затем якобы «случайно» выстрелил ему в голову из табельного пистолета.
Первоначально Гусева задержали, начали расследование по факту гибели человека от рук полицейского…Но затем в защиту Гусева началась шумная кампания с участием, вернее, соучастием персон вроде Марины Бутиной, явно замешанная на ксенофобии, распоряжением председателя Следственного комитета РФ Александра Бастрыкина Гусев из-под стражи освобожден, зато теперь полиция резво заключает в СИЗО друзей и попутчиков убитого Векила Абдуллаева. А теперь за инспектора-убийцу резво вступился телеканал «Россия-24» в своей передаче «Дежурная часть», точнее, в ее «новосибирском» выпуске. Выдав такую смесь непрофессионализма и «чернофобии», что остается только удивляться. Для начала, российские горе-журналисты резво приводят примеры: а вы знаете, что в цивилизованном мире у полицейского куда больше прав стрелять при задержании? Затем в кадре появляются некие «ветераны милиции и полиции», которые, посмотрев прямо на телефоне видео, где запечатлена и потасовка, и роковой выстрел, выносят свой вердикт: Гусев выстрелил совершенно случайно! Он сам вздрогнул в момент выстрела! Он никого не хотел убивать!
Остановимся на этих, с позволения сказать, «аргументах» посерьезнее. Случайным был выстрел или нет, должно определить расследование, а не разглядывание телефонного видео. Более того, журналистам «Дежурной части», программы криминально-полицейских новостей, стоило бы для начала определиться: так случайным был выстрел или же у Гусева были основания нажимать на курок?
В самом деле, если у Гусева были основания стрелять, то зачем нас старательно убеждают, будто бы выстрел был случайным? А если выстрел был случайным, то это уже признание, что оснований стрелять у Гусева не было. Но тогда чего стоят все разговоры о том, какой «свободой пистолета» обладают полицейские в других странах? Проще говоря, две изложенные «Россией-24» версии банально противоречат друг другу.
Более того, по отдельности они тоже звучат неубедительно. Если выстрел был случайным, то со стороны Гусева, повторим в который уже раз, это вопиющий непрофессионализм. Старшему инспектору ДПС по штату положено знать правила обращения с оружием и не допускать случайных выстрелов. Одно только это — уже повод для серьезного разбирательства. У полицейских всего мира есть единое правило: вынимать оружие из кобуры только тогда, когда из него собираются стрелять, а не «погрозить» или «произвести впечатление». Для того, чтобы «произвести впечатление», полицейскому должно быть достаточно формы и жетона. И если старший инспектор Гусев свою «пушку» из кобуры вынул, то это уже вопиющий непрофессионализм. И явное свидетельство, что выстрел вовсе не был случайным, как нас в этом старательно пытаются убедить.
Ссылки же на зарубежный опыт не работают тем более. Да, у сотрудников правоохранительных органов, в том числе в цивилизованных странах, есть право применять оружие. Но существуют и весьма жесткие правила, когда полицейский имеет право нажать на спусковой крючок. Случай с задержанием Векила Абдуллаева под эти правила никак не подходит. Если уж российские журналисты решили ссылаться на «цивилизованный мир», то им надо было бы держать в голове, какая в полицейских ведомствах цивилизованных стран существует система внутренних расследований и, самое главное, как жестко наказывают там за проявления расизма и ксенофобии. Которые в «деле Абдуллаева», будем реалистами, налицо. Не говоря о том, что в цивилизованном мире политика и общественное мнение не могут стоять и не стоят выше закона.
Плюс ко всему, ответы на вопросы, имелись ли у Гусева основания стрелять, случайным или преднамеренным был выстрел и т.д., в цивилизованном мире должно дать следствие. Но здесь расследование даже не ведут. Гусева едва ли не объявляют героем. Но все это российские журналисты оставляют «за кадром». Более того, они вставляют в свой дурно пахнущий репортаж фразу отца убитого Векила Абдуллаева — Ягуба Абдуллаева, что если бы не было нарушения ПДД, то ничего бы не произошло, но «забывают» про другие слова Ягуба Абдуллаева: «Моего сына убили безо всякой вины. В России нет законов, разрешающих застрелить идущего по дороге человека, стрелять ему в голову из пистолета. Он не сопротивлялся, но полицейский скрутил его руку, вытащил пистолет, зарядил его и выстрелил ему в голову. Если ты хочешь припугнуть его, то стреляй в ногу. Ты же сотрудник полиции. Как это могло произойти? Я еще не знаю всех деталей происшествия. Мы похоронили ребенка и возвращаемся. А полицейского, который совершил убийство, отпустили. Наверное, так сочли нужным, но по снятому видео все понимают, что полицейский преднамеренно убил моего сына. Почему сотрудник полиции зарядил пистолет, если не хотел убивать?»
И, наконец, последний штрих, после которого «Дежурная часть — Новосибирск» окончательно «пробивает дно». Постаравшись в меру сил и способностей «отмазать» Гусева, далее журналисты начинают рассказывать давнюю криминальную историю — стрельбу на рынке и конфликт не то с мусорщиками, не то с дальнобойщиками, за которым, по слухам, «стояла этническая преступная группировка». Звучит и ее название —«Тамерлан». Первая же попытка поиска выдает: речь идет о весьма запутанной истории, где действительно фигурировали «залетные» криминальные авторитеты, но не из Азербайджана или Грузии, а из Центральной Азии. Если кто не понял, ни Векил Абдуллаев, ни его спутники, ни вообще азербайджанская диаспора Новосибирска к той криминальной истории не имели ни малейшего касательства. Но тем не менее «Россия-24» вытаскивает эти старые криминальные новости, не уточняя, кто же входил в группировку «Тамерлан». Ее как бы не называют азербайджанской, но есть и такая форма лжи — говорить вроде бы правду, но так, чтобы собеседник наверняка понял бы неправильно. И если все попытки «отмазать» старшего инспектора Гусева еще могли сойти за попытку любой ценой отстоять «честь мундира», то эпизод с группировкой «Тамерлан» — это уже прямое разжигание ксенофобии, причем со стороны государственного телеканала. А это уже политика. Которая в условиях многонациональной России априори «игра с огнем». Где в возможных прогнозах и предостережениях очень трудно «перепугать», «сгустить краски» и «рисовать черта на стене»
Нурани