Готов ли Ереван отказаться от претензий на Карабах?

Готов ли Ереван отказаться от претензий на Карабах?

Готов ли Ереван отказаться от претензий на Карабах?

В армянской политической верхушке — мода на прагматизм. В Ереване открыто озвучивают такое, о чем еще вчера не желали даже слышать. Никол Пашинян, позабыв свои заявления «Карабах — это Армения, и точка!» вместе с планами строительства дорог  в Джебраил, заговорил о том, что надо было вернуть Азербайджану 7 районов, чего требовала ОБСЕ и даже союзники Армении. Как теперь признает Никол Воваевич, сдача 7 районов Азербайджану не имела альтернативы, этого требовали Азербайджан и страны сопредседатели Минской группы ОБСЕ, после чего раздраженно бросает: «Сейчас многие говорят, что Армения должна была теснее сотрудничать со своими друзьями. Но кто говорит, что у друзей был другой взгляд на решение вопроса?» Еще раньше независимый эксперт Эдуард Нагдалян высказал свои оценки ситуации: отказавшись возвращать Азербайджану 7 окружающих бывшую НКАО районов, Армения «запустила таймер будущего взрыва» и сделала неизбежной ту войну, которую в конце концов проиграла.

Заявления, что и говорить, разумные и трезвые. И, конечно, велик соблазн посчитать эти заявления поводом хотя бы для осторожного оптимизма и заговорить о том, что в Армении уже проявляется здоровый прагматизм.

Только вот…

Намеренно оставим в стороне, какой процент этого «прагматизма» составляют внутриполитические соображения и попытка отвести от Никола Пашиняна обвинения в том, что это он втянул Армению в заведомо проигрышную войну — выходит, что все было предопределено не то в 1994 году, когда было подписано соглашение о прекращении огня, не то в 1997-1998 годах, когда был отстранен от власти Левон Тер-Петросян, который как раз и призывал договариваться и идти на уступки, предупреждая, что дальше расклад сил поменяется не в пользу Армении. Важно другое.

Прежде всего, в Армении заговорили о «возвращении» тех районов, которые Ереван уже де-факто не контролирует. Физули, Джебраил, Зангелан и Губадлы освобождены военным путем, более того, после военного разгрома в рамках своей капитуляции Армения уже вывела войска из Агдамского и Кельбаджарского, а теперь — и Лачинского районов за вычетом узкого коридора. Но даже эти прагматики не решаются озвучить вслух, что Армении не следовало предъявлять претензий на Карабах. И старательно обходят тему реваншистских настроений в Армении, тщательно избегая ответа на вопрос, что следует делать теперь, после военного разгрома — готовиться к новой войне или отказываться от территориальных притязаний и учиться жить в мире с соседями. А между тем в Ереване уже строят планы «армянской Реконкисты» по аналогии с испанским «отвоеванием» земель Пиренейского полуострова у Кордовского халифата. По данным иностранных СМИ, Ханкенди не торопятся покидать приехавшие из-за рубежа «добровольцы», а проще говоря, наемники, уверяя, будто бы «еще ничего не закончилось».

Можно, конечно, посоветовать «не рисовать черта на стене», «не требовать слишком многого» и не обесценивать тот факт, что в Армении наконец-то заговорили о компромиссах. Только вот  у ереванской верхушки вообще-то было как минимум 25 лет на то, чтобы вернуть Азербайджану эти самые 7 районов. И если бы оккупанты вернули даже не 7 и не 5, а хотя бы 1 район, то, как отмечали еще в первые дни боевых действий эксперты из «третьих стран», в том числе России, у посредников было бы куда больше аргументов в пользу мирного и дипломатического урегулирования, и вполне возможно, силовой развязки удалось бы избежать. Но в Ереване предпочли возводить на чужих захваченных землях укрепления, строить планы новых территориальных захватов и устраивать вооруженные провокации. А долгожданные трезвые и разумные доводы насчет возврата 7 районов в речах ереванских политиков зазвучали только после того, как Армения проиграла войну. Словом, после такого «прагматизма» очень хочется вспомнить известное высказывание Аль Капоне: «Пуля многое меняет в голове. Даже если попадает в з…цу».

И не хотелось бы, чтобы нынешний реваншизм в Армении пришлось бы лечить такими же радикальными методами.

Нурани, политический обозреватель

Теги:
Из этой рубрики