Почему премьер Армении и его супруга не могут обеспечить координацию действий по Карабаху даже между собой?
Коллекционирование политических «ляпсусов» — дело увлекательное. Тем более ленты новостей не дают скучать и регулярно предоставляют обширный материал для пополнения такого собрания. Вот и Никол Пашинян, премьер-министр Армении, на днях в очередной раз отличился и заявил: «Надеюсь, мы сможем гарантировать безопасность сельскохозяйственных работ наших крестьян. И мы готовы гарантировать, что наши войска не будут обстреливать гражданских лиц, особенно тех, кто занимается сельскохозяйственной работой. Если Азербайджан подтвердит это обязательство, мы сможем это сделать». То есть, по сути дела, официально признал: армянские «зинворы» открывают огонь по мирному населению. По совести говоря, в Азербайджане это уже ни для кого не новость и не секрет: армянские оккупанты открывают огонь и по крестьянам, работающим в поле, и по сельским домам, даже по похоронным процессиям и кладбищам. Но теперь премьер-министр Армении это открыто и громогласно признал. И еще попытался превратить такие обстрелы в средство шантажа: мы, мол, можем не стрелять, если Азербайджан «подтвердит обязательство». Более того, как правило, подобные инциденты регистрируются не вдоль общепризнанной государственной границы Азербайджана и Армении, а в Карабахе. Так что Никол Воваевич еще заодно признал и факт армянской оккупации Карабаха — и нагорного, и равнинного.
Впрочем, можно, конечно, «не придираться к словам» и даже разглядеть в заявлении Пашиняна этакие ростки здравого смысла. В конце концов, говорит он о гуманитарных шагах, мерах доверия и т.д. К тому же прозвучало это заявление на небезынтересном фоне. Совсем недавно супруга премьер-министра Армении Анна Акопян, которая всеми силами доказывает, что это она, а не Нуне Саркисян, супруга президента Армении Армена Саркисяна, должна считаться здесь первой леди, дала свое нашумевшее интервью «Голосу Америки», где сначала заявила, что тысячи армянских солдат погибли в Карабахе «ни за что», а затем вновь обратилась к своей миротворческой инициативе «Женщины за мир».
Правда, началась эта миссия, напомним, с дешевой провокации: супруга премьер-министра Армении привезла в оккупированный Карабах несколько московских любительниц попозировать перед камерами. Затем эти дамы, узнав, что в Азербайджане они попали за посещение оккупированного Карабаха в «черный список», написали пространное письмо вице-президенту Фонда Гейдара Алиева Лейле Алиевой, удостоились от нее четкого и принципиального ответа (https://minval.az/news/123847904), после чего Анна Акопян вынуждена была свою миротворческую миссию «свернуть».
Но теперь госпожа Акопян вновь вспомнила о своих миротворческих усилиях. Она обращается уже к женщинам Азербайджана с призывами «повлиять на своих мужей», чтобы в регионе не возобновилась война…И самое главное, признает, что армянские солдаты погибли в Карабахе «ни за что».
Начистоту говоря, Анна Акопян озвучила то, что за пределами Армении уже давно ясно многим: война с Азербайджаном и продолжающаяся оккупация ничего хорошего Армении не принесли и не принесут. Экономические потери от двух закрытых границ многократно перевешивают доходы от грабежа оккупированных земель. Шансы «закрепить в правовом поле» свои территориальные захваты равны нулю. Более того, если раньше у Армении еще была возможность пропускать мимо ушей призывы мирового сообщества, то теперь надо учитывать и «силовой сценарий»: в Баку дают понять, что терпение Азербайджана не беспредельно, и если переговоры не дадут результата, конфликт может быть решен военным путем. И да, если это говорит руководство страны, чья армия входит в число сильнейших армий в мире, то к этим словам лучше вовремя прислушаться. Особенно после недавних масштабных учений Вооруженных сил Азербайджана, на фоне поднятых в воздух вертолетов и «засвеченных» в СМИ новых образцов оружия (а что еще не засвечено и ждет своего «часа Х»?).
Конечно, велик соблазн принять последние заявления Пашиняна и его супруги за первые признаки, что в Ереване берет верх здравый смысл. Только вот в чем дело. Заявление Анны Акопян прозвучало как раз в те дни, когда ее супруг Никол Пашинян и министр обороны в возглавляемом им правительстве Давид Тоноян наперебой выступают с угрозами в адрес Азербайджана, обещают новую войну и новые территориальные захваты. И как теперь понимать это «Пашинян в лес, Анна Акопян по дрова»? Премьер-министр Армении и его супруга не могут обеспечить координацию действий даже между собой? Да и сам Никол Воваевич то выступает с угрозами, то говорит о мире и гуманитарных шагах?
А вот тут надо поподробнее. И посерьезнее. Сегодня, конечно, разговоры в стиле «давайте начнем с малого, давайте договоримся о конкретных мерах по снижению напряженности и о мерах доверия» на пике политической, точнее, околополитической моды. Только вот та «сельскохозяйственная дипломатия», о которой говорил Пашинян — это не более чем косметические меры. Они могут дать почву для позитивных заголовков, но настоящую безопасность может обеспечить настоящий мир. То есть урегулирование всерьез. А оно уже должно начинаться не с «политической косметики», а с конкретных шагов. То есть с вывода войск Армении из захваченных азербайджанских районов. А вот об этом Никол Пашинян не желает и слышать. И предпочитает устраивать вояжи в Карабах с семейным чаепитием в захваченном Ханкенди. И тут уже не получится не задать вопрос: а что стоит за озвученными им «косметическими мерами»? Это первый шаг к снижению напряженности и отходу от военной риторики или же не более чем попытка отвлечь внимание от кардинальных шагов и попросту «заболтать» процесс урегулирования, подменив его такой вот «косметической дипломатией»?
Намеренно оставим в стороне ироничные вопросы, какой еще дипломатии надо ждать от страны, где парикмахер супруги премьера получает должность советника главы правительства. Важно другое. В Армении очень любят поговорить о мире. А еще — о мерах доверия. Только вот при этом всячески избегают разговора о том, к чему призывают Ереван и СБ ООН, и Совет Европы, и Минская группа — о выводе войск. То есть Ереван уже не первый год пытается реализовать в регионе этакую схему «околомиротворческого шулерства». Армения при помощи России захватывает азербайджанские земли, продолжает их оккупацию, не желает и слышать о выводе войск, но зато ее представители на всех уровнях призывают к «мерам доверия», «отводу снайперов», «гуманитарным инициативам» и, главное, открытию железных дорог. Но все это — при сохранении оккупации. Понятно, что эта схема не сработала и не могла сработать. И что «косметического мира», о котором мечтают Никол Пашинян с Анной Акопян, уже не будет. Но нынешняя серия громких заявлений Никола Пашиняна и Анны Акопян показывает: оказавшись в военном и дипломатическом тупике, Армения вновь пытается разыграть старую схему «миротворческой обманки», «заморозить» линию фронта и застраховаться от военного разгрома при помощи этакой игры в доброго и злого полицейского. Где Давид Тоноян обещает новые захваты, Анна Акопян говорит о мире, а Никол Воваевич качается от военной риторики к разговорам о «гуманитарных шагах» и ждет, что в Баку сейчас воспользуются инициативой его жены как этаким «неофициальным переговорным каналом». Только вот при помощи таких дешевых ухищрений обмануть в Ереване могут разве что самих себя. Да и то на время.
Нурани, политический обозреватель