Иранский режим заинтересован в продолжении армянской оккупации равнинного Карабаха

Иранский режим заинтересован в продолжении армянской оккупации равнинного Карабаха

Иранский режим заинтересован в продолжении армянской оккупации равнинного Карабаха

О чем проговорился Арман Навасардян?

Тегеран и Ереван продолжают подготовку к визиту в Иран премьер-министра Никола Пашиняна. Правда, подписания «прорывных» экономических документов не прогнозируется. Ирану и Армении никак не удается подвести под свои весьма близкие политические отношения необходимый экономический «базис». По-настоящему масштабных проектов по-прежнему нет. Мечта об «иранском транзите» через Армению тоже остается и, по всей видимости, останется мечтой. Открытие вожделенных «транспортных коридоров» через территорию Грузии вызвало слишком резкую реакцию местной общественности. А без них ни о каком транзите не стоит и мечтать. К тому же для транзита нужны нешуточные вложения в инфраструктуру. Между тем еще в середине января местный ирановед Вардан Восканян ошарашенно констатировал: «Вопрос модернизации армянского сектора КПП Армения-Иран весьма важен и актуален, принимая во внимание то обстоятельство, что ежедневно им пользуется 3-4 тысячи человек, которые, в основном, занимаются «чемоданной» торговлей. Постыдно, но факт, первая же узенькая дверь здания КПП при переходе в Армению из Ирана, в прямом смысле этого слова, испорчена. С этой точки зрения как гром среди ясного неба прозвучало замечание сотрудника пограничной службы: «Господин Восканян, вы все верно говорите о модернизации дороги к Ирану, но здесь проблемой является даже починка двери. Мы вынуждены подпирать ее скамейкой, чтобы она не открывалась»».

Понятно, что Пашинян в Тегеране вряд ли станет обсуждать ремонт двери на КПП. Но о том, какие именно вопросы, по всей видимости, будут здесь в центре внимания, нечаянно проговорился Арман Навасардян, бывший посол Армении в Ливане, выступающий в роли независимого эксперта. По его словам, «иранцы в ходе обсуждений с удивлением говорили о том, что в Армении обсуждается вероятность территориальных уступок».

Сам по себе термин «территориальные уступки» уже как минимум некорректен. «Уступать» или «не уступать» можно собственную законную территорию, а необходимость уйти с чужих захваченных земель называется по-другому. Но не будем придираться к словам, тем более что это слова армянского дипломата в пересказе армянских журналистов. Важно другое: а что, собственно, так удивило «иранцев»? Если кто не в курсе, то вывод армянских оккупационных войск с захваченных азербайджанских земель — это по сути единственный вопрос, который вообще имеет смысл обсуждать на «карабахских» переговорах. Международное право, признанные границы и принцип территориальной целостности никто не отменял. Вывода войск Армении из Азербайджана требуют четыре резолюции СБ ООН. Да, «на столе» у дипломатов могут быть самые разные предложения и проекты. Они могут предусматривать «поэтапное» или «пакетное» решение, освобождение трех, пяти, семи районов, различный статус Карабаха, ввод миротворческих сил и т.д. В Баку их могут принимать или отвергать. Но во всех случаях речь шла и идет о выводе войск. И что же — «иранцы», с которыми беседовал Навасардян, об этом глубоко не в курсе? Вряд ли. Более того, представители Ирана регулярно в ходе своих визитов в Баку заверяют, что считают Карабах территорией Азербайджана. Может, уважаемый посол беседовал в Иране только с прихожанами армянской церкви Святого Саркиса в Тегеране? У армянской дипломатии есть, конечно, «синдром диаспоры», но все же не настолько.

Возможно, что Навасардян просто решил «встроиться» в разгорающийся в Армении «карабахский скандал». Но в реальности он банально проговорился. На оккупированные азербайджанские районы приходится еще и более 100 километров азербайджано-иранской границы, и этот участок границы сегодня находится вне какого-либо законного и легального контроля. Идеальное…даже не «окно», а целые «ворота» для контрабанды всего и вся, которые активно использует иранская «муллократия». Особенно теперь, после возобновления санкций. Президент ИРИ Хасан Роухани заявляет, что Иран продолжит «наращивать военную мощь» и «Ирану не нужно разрешение, чтобы развивать свою ракетную программу». Он может, конечно, заверять, что сегодня его страна «производит ракеты, боевые самолеты, корабли и подводные лодки, бронетранспортеры — то есть все, что требуется иранским вооруженным силам», но в реальности без помощи извне реализовывать свои военные программы Иран вряд ли в состоянии. А значит, что-то надо в Иран физически ввезти, что-то — вывезти, и желательно тайно. Оккупированная азербайджанская граница для этого вполне подходит. Тем более что далее по курсу — Армения с регулярными авиарейсами и в Москву, и в Бейрут. Ливанская «Хезболлах», напомним, сотрудничает с армянской АСАЛА еще с восьмидесятых годов, а ее лидера шейха Насралла в Ливане называют не иначе как «моджахед из армянского квартала. В качестве приятного бонуса — российская база в Гюмри с новейшими системами оружия.

До последнего времени этому «приграничному сотрудничеству» иранской муллократии с армянскими оккупантами, казалось, мало что грозило. Переговоры оставались безрезультатными, Армения выводить войска отказывалась, реальных мер давления на нее не оказывалось. Так что иранская «муллократия» вполне могла на словах выражать поддержку Азербайджану, а на деле бойко использовать оккупацию азербайджанского приграничья в своих целях.

Но теперь в Иране явно встревожены. Сначала апрельские бои 2016 года заставили ереванских бонз задуматься, что расклад сил уже не напоминает начало девяностых, и если с захваченных земель не уйти добровольно, с них вполне могут и «выбить». В Армении апрельское поражение привело к падению режима Сержа Саргсяна и приходу к власти Никола Пашиняна и его сторонников. А затем регион посетил советник президента США по вопросам национальной безопасности Джон Болтон. Он не скрывал, что главный пункт повестки дня его переговоров — это Иран. В Ереване, судя по косвенным признакам, договориться об усилении контроля на границе не получилось. В Армении заученно плакались по поводу «блокады», Болтон в ответ советовал урегулировать конфликт с Азербайджаном и решить тем самым свои транспортные проблемы…И вряд ли при этом такой опытный дипломат, как Джон Болтон, забыл об оккупированном Арменией участке азербайджано-иранской границы.

Показательно, что, как об этом уже сообщал Minval.az, по горячим следам визита в регион Джона Болтона в регион в «Вечере с Владимиром Соловьевым» на российском государственном телеканале «Россия 1» гендиректор Института каспийского сотрудничества Сергей Михеев заявил: оказывается, Болтон в ходе своего визита в регион предложил свой план карабахского урегулирования, чтобы…создать на ныне оккупированных азербайджанских землях базу давления на Иран. По версии Михеева, «есть в американской стратегии вокруг Ирана вопрос, который пока у нас не дискутируется, но достаточно опасен для нас – это Армения. Американцы боятся воевать с Ираном, несомненно, но, в принципе, готовят из этой точки давление на него». По его версии, «американцы обещают нынешней армянской власти решить вопрос Карабаха, говорят им: сдайте районы, а мы введем туда контингент американских войск – и получим базу давления с севера на Иран».

Конечно, эта тирада — хороший нечаянный тест на качество аналитики по крайней мере в российском телеэфире. Судя по всему, российская дипломатия в регионе настолько «заточена» на Армению, что персоны вроде Михеева не сомневаются: именно эта маленькая, бедная, зажатая страна, растерявшая остатки своей реальной самостоятельности, является этаким «пупом земли». Размещение американской базы на азербайджанских землях, каковыми были и остаются захваченные Арменией районы, Болтон обсуждал бы с Баку, а не с Ереваном. Более того, в Азербайджане не раз давали понять, что не намерены превращать страну в плацдарм антииранских действий. Но если тот же Болтон пообещал Баку реальное содействие в урегулировании конфликта в Карабахе, а своим ереванским собеседникам озвучил «предложение, от которого те не смогли отказаться»,..то здесь уже возможный «разброс сценариев» куда как шире.

А все это, по понятным причинам, не на шутку пугает уже Иран. Где в «утечках» по поводу карабахских переговоров услышали для себя этакое предупреждение: «Осторожно, двери для контрабанды закрываются». И теперь пытаются прощупать почву: неужели в Армении «дрогнули»? И вполне возможно, уже просчитывают «варианты реагирования». Вряд ли здесь ограничатся только подсчетом ущерба, поисками новых «лазеек» и молитвами, чтобы «окно для контрабанды» протяженностью в сотню километров просуществовало подольше. А если учесть и дружбу Ирана с Арменией, и понятный интерес в этом вопросе России, то попыток активно «повлиять на ситуацию» уж точно не стоит исключать. И все это лучше держать в голове, слушая витиеватые заверения иранских бонз насчет дружбы с Азербайджаном.

Нурани, политический обозреватель

Теги:
Из этой рубрики