Россия заинтересована в конфликте между Саудовской Аравией и Ираном из-за цен на нефть

200115_202436_88897_2Во всем мире сейчас активно обсуждается конфликт, разгорающийся между Ираном и Саудовской Аравией. Прогнозируется, что этот конфликт может быть затяжным и иметь далеко идущие последствия.

Напомним, что все началось с того, что в Саудовской Аравии были казнены 47 человек, осужденных за терроризм. Среди подвергшихся экзекуции был и шиитский проповедник Нимр ан-Нимр. Это вызвало резкую реакцию Ирана, являющегося шиитским государством (в Саудовской Аравии доминируют суниты).

МИД Ирана вызвал поверенного в делах Саудовской Аравии в Тегеране и заявил ему официальный протест в связи с казнью ан-Нимра. Однако более бурной оказалась реакция иранского общества. В Тегеране участники массовой акции протеста атаковали дипломатическое представительство Саудовской Аравии. Здание было закидано “коктейлями Молотова”. Нападению подверглось и консульство этой страны в иранском Мешхеде.

Не способствовали разряжению обстановки и заявления духовного лидера Ирана Али Хаменеи, который пообещал, что Саудовская Аравия столкнется с “местью Всевышнего”.

В ответ на это Саудовская Аравия заявила о разрыве дипломатических отношений с Ираном. Она начала эвакуацию сотрудников своей дипломатической миссии. В то же время иранским дипломатам было предписано покинуть территорию Саудовской Аравии в течение ближайших 48 часов.

Напряжение между Ираном и Саудовской Аравией не спадает. На фоне этих новостей был отмечен рост цены на нефть. Сообщается, что баррель марки брент поднялся в цене до $38.

Российское издание Newsader пишет, что в мире на разгорающийся конфликт реагируют по-разному. Например, российский идеолог нового евразийства Александр Дугин в социальных сетях призвал к “русско-шиитскому” альянсу и заявил, что “Саудовская Аравия должна быть уничтожена”. Несмотря на то, что эта запись не отражает официальную политическую позицию России, она привлекла широкое внимание — в первую очередь, своей экстравагантностью. При этом нет особых сомнений в том, что Москва в данном конфликте потенциально стоит на стороне Тегерана.

При этом появились сведения о том, что Россия может принять на себя роль посредника в упомянутом конфликте. Однако не факт, что Саудовская Аравия согласится на такое посредничество.

За ссорой Ирана и Саудовской Аравии стоит больше, чем просто религиозные разногласия. В этом споре можно заметить отблеск давнего спора за региональное лидерство. Обе из названных стран хотели бы играть главную роль в региональном измерении.

При этом позиции Ирана и Саудовской Аравии кардинально расходятся по многим вопросам. Например, Тегеран поддерживает сирийского диктатора Башара Асада, в то время, как Саудовская Аравия придерживается мнения, что Асад должен уйти.

Разрастающийся конфликт двух упомянутых государств также может выйти за рамки простых двусторонних связей (которые фактически прерываются после решения Саудовской Аравии разорвать дипломатические отношения с Ираном). В конфликте, за спинами главных участников, могут появиться и другие игроки.

Например, Россия в последнее время довольно активно поддерживала Иран, не гнушаясь лоббировать его интересы на мировой арене. В то же время Саудовская Аравия является давним союзником США (которые тоже закрывают глаза на нарушение прав человека в этой арабской стране). Таким образом, речь идет не просто о региональной склоке, а о потенциально более широкой геополитической игре.

В то же время ссора Ирана и Саудовской Аравии стала фактором, который способен влиять на нефтяные цены. Это было видно по реакции рынка. Трудно прогнозировать, насколько влияние этого конфликта будет значительно и долговременно (в последнее время отмечается общая тенденция, согласно которой цены на нефть уже не реагируют на конфликты так чутко, как было когда-то). Однако в любом случае — теперь в усилении и поддержании конфликта могут потенциально быть заинтересованы те государства, для которых цена на нефть имеет особое значение. Например, та же Россия.

Источник: Newsader