Президент Ильхам Алиев 17 октября подписал распоряжение о помиловании 84 человек. Среди помилованных четверо, признаваемых правозащитниками как политзаключенные. Это молодежные активисты организации NIDA Бахтияр Гулиев, Шахин Новрузлу и Эльсевер Мурсалли и плюс правозащитник Гасанов.
Политолог Зардушт Ализаде в интервью Minval.az рассказал о том, сложно ли противостоять хорошо сверстанной государственной машине, можно ли потерять свободу действий, сближаясь с Москвой, и о многом другом.
ВИДЕО:
Цитаты из интервью:
-
Любое государство борется с инакомыслием, не только Азербайджан, в том числе и демократические государства, как США, Англия.
-
Многие политические заключенные после срока отбывания наказания меняли свое поведение, поклонялись памятнику Гейдара Алиева и уходили из политики. Так что активисты N!DA не первые и не последние в этом вопросе. Но кто-то до конца не ломался, например, Мирза Сакит.
-
Политика государства — сломать своих оппонентов, задача оппонентов — не ломаться. Это общие реалии государства. Суть процессов не меняется. Такое государство, как Азербайджан, где сформировался эксплуататорский класс, который топчет интересы простого народа, оболванивает его, — в этом государстве политика запугивания политических оппонентов является стратегией, менять которую власти не собираются.
-
Российско-азербайджанское сближение лично меня не настораживает. Азербайджан, исходя из здравых смыслов, должен иметь тесные связи со своим большим северным соседом. Будучи маленьким государством, мы должны иметь также хорошие отношения со всеми странами. В случае с Россией перед нами открывается огромный рынок. Если власти будут благоразумны, то станут развивать те сферы промышленности, сельского хозяйства, которые займут место на российском рынке.
-
Если у США и Европы напряженные отношения с РФ, то не означает, что мы автоматически должны также становится врагами с Россией.
-
Падение цен на нефть — опасный сигнал властям, говорящий о том, что необходимо пересмотреть стратегию развития. Очень много программ по развитию ненефтяного сектора, остаются на бумаге, потому что суть экономических процессов в Азербайджане — расхищение нефтяных долларов. И еще: подавление экономической самодеятельности масс. Азербайджанцы очень умные. Если они добиваются успеха в России, в Украине, в Средней Азии, почему они не могут сделать этого в Азербайджане? Потому что азербайджанская олигархия, бюрократия их душит.
-
Россия не станет мешать воровать нефтяные деньги нашим олигархам, покупать дорогостоящие машины, фальсифицировать выборы, сажать несогласных с политикой властей людей в тюрьмы, не будет мешать нашей оппозиции.
-
Характер политической власти России очень близок к характеру политической власти в Азербайджане. Путин — духовный сын нашего Гейдара Алиева. Он учился у него правильно выстраивать вертикаль исполнительный власти, брать под контроль экономические группировки, кланы и так далее. И успешно реализовывает все это.
-
Наша власть полностью удовлетворила интересы Запада: дала им нефть, газ, транзитный путь в Афганистан, но большего давать не желает — это непосредственно задевает их политические и экономические интересы. Запад хотел бы более тесной интеграции с Азербайджаном, но это не отвечает интересам наших властей.
-
Глубокие экономические и политические преобразования сделали бы власть настолько сильной, что мы могли бы стать независимы и от России, и от Запада.
-
Я не разделяю мнения обмена суверенитетом на 7 оккупированных районов. Прорыва по Карабаху ожидать не следует. Если что-то произойдет, то это станет полной неожиданностью для меня. Реальное положение на поле боя не дает оснований надеяться на прорыв.
-
Конечная цель Путина ясна — вдеть под ребра Украины крюк, такой же, какой они вдели Молдове, Грузии, Армении и Азербайджану. И такой же крюк они уже почти вдели Украине.
-
Крым украинцы потеряли однозначно. Пока существует Россия, Крым будет российским. А Донецк — новый Карабах.
-
Россия сделала то, что может и хочет. Нельзя обвинять ее в этом.
-
После Косово, после того, как Запад сотворил с Югославией и Сербией, никто не смеет Россию называть агрессором: она не бомбила Украину, оно более хитро поступила в направлении защиты своих геополитических интересов. Да, она нарушила международные нормы, нарушила интересы украинского народа, но интересы украинского государства, прежде всего, предали украинская политическая элита ради власти.
Беседовал Эмиль Мустафаев, фото и видео Илькин Зеферли