Верховный совет непризнанной республики обратился к председателю Госдумы Сергею Нарышкину с просьбой рассмотреть в российском законодательстве возможность вхождения республики в состав РФ. Об этом сегодня сообщила газета «Ведомости».
Как отмечает издание, обращение поступило от председателя Верховного совета республики Михаила Бурла. Оно поступило в качестве отзыва на законопроект, разрешающий принимать в состав России части иностранных государств без согласия этих государств при отсутствии в них «эффективной легитимной власти», на основании результата референдума или обращения их властей.
Бурла считает, что законопроект «эсеров» делает возможным присоединение Крыма, но не Приднестровья: власть Молдавии нельзя однозначно назвать неэффективной. Кроме того, Приднестровью пришлось бы проводить референдум по молдавским законам, но в непризнанной республике свое законодательство. Наконец, в Приднестровье не действуют органы власти Молдавии, которые могли бы обратиться к России с просьбой о присоединении.
Кстати, в 2006 году на референдуме в Приднестровье за присоединение к России проголосовало 97,2% избирателей. Среди прочего в Приднестровье уже принят в первом чтении конституционный закон о признании российского законодательства частью приднестровского, а русский язык признан государственным.
Minval.az попросил политологов прокомментировать данное обращение Верховного совета непризнанной республики.
Так, бывший посол Азербайджана в России, политолог Хикмет Гаджизаде говорит, что данное обращение надо воспринимать крайне неблагоприятным развитием событий. По его словам, если все продолжится в таком русле, то все сепаратистские территории и все территории на которые Россия наложила глаз, могут начать аналогичные сецессионнные процессы, в конце концов, это коснется Казахстана, не говоря уже о Карабахе.
«Такое положение дел нарушит порядок в мире, установившийся после окончания холодной войны. Азербайджан должен быть готовым к такому развитию событий, точнее наше общество и правительство должны хотя бы на это тревожное время перестать терзать друг друга и объединиться во благо территориальной целостности и независимости страны. Я знаю, что демократические силы страны всегда готовы к сотрудничеству на общенациональной платформе, но дело в большей мере за властями. Только таким образом мы может противопоставить надвигающейся угрозе, которая гораздо страшнее того вреда, которую мы можем принести друг другу»,- отметил он.
По словам нашего собеседника, Запад, как показали последние события, не может противостоять этой угрозе. Он полагает, что Европа будет вести себя тихо в вопросе остальных сепаратистских территорий.
«Пока нет никаких серьезных санкций, так что сторонники независимости не могут на них надеяться»,- заключил он.
В свою очередь политолог Ильгар Велизаде в беседе с корреспондентом Minval.az сказал, что референдум в Крыму стал ярким свидетельством, особенно для стран постсоветского пространства, что понятия «мировой порядок» больше не существует.
«Несколькими годами ранее в этом уже могли убедиться жители Сербии, Ирака, ряда других стран Ближнего Востока и передней Азии. То, что мы наблюдаем сегодня и то, что началось с Косова, и продолжилось в Абхазии и Южной Осетии, является новым витком территориального передела мира, один из этапов которого мы наблюдали в первой половине 90-х годов»,- констатировал он.
При этом политолог добавил, что, однако, если тогда перекройка границ осуществлялась в рамках неких институциональных норм и принципов, и территориальное размежевание сопровождалось заключением новых международных договоров и определением соответствующих правил международной политики в новых условиях, то в настоящее время ни о каких правилах и нормах не идет и речи.
«Правила придумываются на ходу, в целом ряде случаев они навязываются силой и весь процесс сопровождается ростом числа прецедентов, не предусмотренных международно-правовыми механизмами. Призывы к соблюдению прежних норм и принципов международного права, таким образом, не имеет никакого смысл»,- подчеркнул он.
И.Вализаде отметил также, что правовой нигилизм в международных отношениях диктует новые правила игры.
А что касается Приднестровья, то события, происходящие в этом регионе, полностью ложатся под приведенные выше определения и являются следствием эффекта домино с непризнанными образованиями в пределах бывшего СССР, сказал политолог.
«В сложившихся условиях единственным возможным решением может быть определение новых правил игры, более соответствующих реальному положению вещей»,- резюмировал И.Велизаде.
Своим мнением по этому вопросу с корреспондентом Minval.az также поделился Григорий Трофимчук, политолог, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития.
Он отметил, что у России нет планов по присоединению к себе, очередью, те или иные территории бывшего Советского Союза, а ситуация с Крымом сложилась стихийно.
«Россия просто не могла на неё не отреагировать, тем более что к ней обратились сами крымчане. Этот расклад принципиально отличается от серии классических германских аншлюсов, с которыми его пытаются искусственно сравнить»,- добавил он.
По мнению политолога, у Крыма, Приднестровья, Гагаузии, Карабаха и других аналогичных территорий разная судьба.
Приднестровье, по его словам, попыталось выстроиться в интеграционную волну, понимая, чем ему угрожает возникновение новой киевской власти, с учётом географической зажатости на прямо противоположном, западном конце Украины.
«Новая украинская власть, вполне возможно, попытается поквитаться за Крым на Приднестровье. Кроме того, на фоне разлагающейся Украины указанные анклавы могут войти в зону новой террористической войны: терактов и так далее. В зону риска теперь могут попасть и чисто российские анклавы, такие как Калининград»,- полагает собеседник Minval.az.
Политолог считает, что на данный момент Россия будет регулировать обращение приднестровских жителей в юридической, а не политической плоскости, так как, с одной стороны, нельзя не отреагировать на этот призыв, с другой, решать его по той же ускоренной схеме, как с Крымом.
По его мнению, Россия понимает, что механическое присоединение к себе спорных территорий чревато отрытой войной с целым рядом соседних стран: «В целом это приведёт к дальнейшему разрушению постсоветского пространства, вторая фаза которого началась 21 февраля 2014 года в день подписания Януковичем капитуляции».
Эмиль Мустафаев