Саммит Восточного партнерства, который пройдет 28-29 ноября в Вильнюсе, можно назвать новой вехой в развитии этого проекта Европейского союза. Основание для этого дает подписание Брюсселем соглашения об ассоциации с Украиной, которая становится первой страной из шести бывших советских республик — членов программы Восточного партнерства, достигшей такого уровня отношений c ЕС.
Практически хоть и медленно, но европейская программа расширения на Восток поступательно развивается. Даже Белоруссия после скандального ухода с предыдущего Варшавского саммита в 2011 году и демарша ЕС в связи с нарушением прав человека и свобод в этой стране, вынуждена под напором санкций вернуться в лоно восточно-европейской программы, чтобы продолжить диалог.
Развитие программы показывает, что, несмотря на одновременный старт в 2009 году, шесть стран партнеров ЕС: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Молдова, Украина, находятся на различных отрезках беговой дорожки в Европу. Последние демократические выборы в Грузии, подытожившие переходный период от президентской к парламентской республике, выводят ее на второе вступительное место в ассоциацию с ЕС, третьей в забеге расположилась Молдова, старательно, но не стабильно следующая рекомендациям ЕС.
Будущее трех аутсайдеров Азербайджана, Армении и Беларуси пока остается туманным в ассоциативной перспективе. Последние подмоченные президентские выборы в Азербайджане, аресты гражданских активистов и давление на оппозиционные газеты, показывают на неготовность Баку интеграционному диалогу. Зависимая от России Армения не смогла отказать Владимиру Путину в участии в Таможенном союзе, хотя можно сказать, что предложение российского президента пришлось по душе руководству Армении, которое еще не готово взять на себя дополнительные обязательства в сфере демократических и экономических реформ. Белоруссия имеет на сегодня самые плохие отношения с ЕС, которые вызваны жесткими экстравагантными насилием президента Лукашенко над собственной оппозицией и гражданским обществом.
На саммите не стоит ждать обструкции Ильхаму Алиеву за проваленные демократические ожидания на прошедших в октябре президентских выборах, и получивших жесткую оценку ОБСЕ. На Западе считают, что все же в отличие от своего белорусского коллегии, Алиев не стал арестовывать оппозиционного кандидата, а Национальному совету и власти удалось уклониться от уличных силовых баталий.
Сразу же после избрания в ходе спешной процедуры инаугурации Алиев заявил о приверженности демократии и европейскому выбору. И был услышан лидерами США, Германии. Франции, Великобритании и ЕС, которые в своих поствыборных посланиях, напоминая об обязательствах, пригласили трехкратного президента к сотрудничеству в рамках ЕС.
Западные лидеры припомнили, что Азербайджан, как и другие его партнеры на предыдущем Варшавском саммите задекларировали свою преданность дальнейшей реализации программы партнерства, а также, что Восточное партнерство основано на свободе, демократии, уважении прав человека, верховенстве закона и основополагающих свободах, что все страны участницы взяли на себя обязательства оставаться верными данным принципам.
Проект декларации Вильнюсского саммита показывает, что ЕС будет приветствовать евроинтеграционные устремления Азербайджана и выдвинет встречную инициативу о создании Глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли ЕС-Азербайджан и упрощения визового режима. Обе инициативы позволят втянуть Азербайджан в более тесные связи и относительно либерализовать режим в этой стране.
Также следует ожидать в будущем консенсусной политики ЕС в отношении Азербайджана, которая будет характеризоваться попеременным применением политики «кнута и пряника» с элементами пригласительно-принудительного выполнения Азербайджаном взятых обязательств. В последнее время наблюдается формирование некоего единого подхода к стране со стороны трех характерных политических взглядов в европейских структурах на Азербайджан: 1. Надо работать с режимом, который контролирует ситуацию, 2. Необходимо развивать сотрудничество через диалог между властью и гражданским обществом, 3. Необходимо оказывать давление на официальный Баку с целью принуждения к демократии. Эта линия уже проявила себя в оценке результатов президентских выборов, когда общество слышало трио из одобрительного тона евродепутатов, жесткой оценки ОБСЕ и прагматического приглашения к сотрудничеству со стороны США.
В то же время общество вновь станет свидетелем того, как официальный Баку в очередной раз продемонстрирует на словах свою приверженность европейским ценностям, но при этом будет делать все, чтобы не опередить в евроинтеграционном процессе Армению, которая мечется между европейской зоной свободной торговли и российским таможенным союзом, а также Беларусь, замкнутую в тисках самобытной политической самоидентичности.
Аналитическая служба Туран









