Кто испортил дипломатию Сергею Лаврову?

Кто испортил дипломатию Сергею Лаврову?

Кто испортил дипломатию Сергею Лаврову?

Москва говорит о мире или готовит в регионе новые территориальные захваты от имени Армении? 

Встреча в Москве министров иностранных дел Азербайджана и Армении Эльмара Мамедъярова и Зограба Мнацаканяна завершена. Как проинформировал МИД РФ, «отмечена заинтересованность в дальнейшей стабилизации ситуации в зоне конфликта, в частности во время сельскохозяйственных работ». Участники переговоров «также условились на взаимной основе принять меры по допуску родственников к лицам, находящимся в заключении на территории сторон», и «выразили готовность начать практическую работу по установлению контактов между людьми, включая взаимные поездки представителей СМИ». Теоретически и, скажем так, по законам жанра, все это должно внушать повод для оптимизма: те шаги, которые были обсуждены в Москве, обязательно приведут к снижению напряженности, помогут «растопить лед», «создать климат доверия» и т.д. Вслед за чем должны следовать рассуждения, что Россия, дескать, продемонстрировала свой авторитет, переговоры при посредничестве Лаврова оказались куда успешнее, чем все остальное, и т.д. и т.п. Можно даже, если очень хочется, вспомнить саммит СНГ в Душанбе, где президент Азербайджана Ильхам Алиев и премьер-министр Армении Никол Пашинян провели короткую встречу «на ногах», договорившись снизить напряженность на линии фронта и дать старт переговорам.

Только вот по-настоящему успешной дипломатии у Москвы как раз не получилось. В  заявлении по итогам переговоров, которое распространила Смоленская площадь, отсутствует главное — реальные шаги, направленные на урегулирование конфликта. А это, напомним, не встречи родственников и не поездки журналистов, а прежде всего вывод войск Армении из захваченных азербайджанских районов, возвращение беженцев, признание границ. Более того, даже если рассматривать встречу Мамедъярова и Мнацаканяна в Москве при посредничестве их российского коллеги как первый шаг к реанимации «плана Лаврова», ставшего уже неофициальным чемпионом по числу политических похорон, «эксгумаций» и попыток реанимации, то и он, напомним, предполагал вступление Азербайджана в ОДКБ и ЕАЭС и размещение в регионе российских миротворцев в обмен на освобождение не то трех, не то пяти районов. Но  если теперь в Москве прошла встреча министров при посредничестве Лаврова, и тема вывода войск по ее итогам не была никак обозначена, это наводит на мысль, что намерена РФ реализовать в регионе вовсе не «план Лаврова», а, скажем так, «план Медведева». Напомним: 9 апреля 2016 года, по горячим следам апрельских боев, премьер-министр РФ нанес этакий «челночный визит», побывал и в Ереване, и в Баку, а затем, в интерьерах аэропорта «Гейдар Алиев», цветисто рассуждал на тему «в регионе не нужно ничего менять, вот пусть пройдут два, три, а еще лучше — четыре поколения, а там посмотрим». По словам главы правительства РФ, «пусть лучше сохраняется та ситуация, которая есть, но не льётся кровь».

И вот в эту, с позволения сказать, «конструкцию» как раз и укладываются «косметические меры», обозначенные в заявлении МИД РФ по итогам переговоров. Как и в планы Армении, кстати говоря: в Ереване, напомним в который уже раз, с удовольствием рассуждают о желании «топить лед», «развивать контакты между людьми», настаивают на «прекращении блокады]», но при этом не желают и слышать о выводе войск и уважении признанных границ. За чем угадывается вполне очевидное стремление превратить свою оккупацию азербайджанских земель в нечто «признанное» и почти что «законное». К тому же Россия с момента первой оккупации Южного Кавказа еще в XIX веке создавала,  лелеяла и всячески расширяла здесь «армянский форпост». Так что и «исторические тренды» дают здесь изрядную информацию к размышлению.

Но и это еще не все. Как раз накануне переговоров Мамедъярова и Мнацаканяна при посредничестве Лаврова в Ереване начали вновь грозить Баку новыми территориальными захватами. Практически синхронно с московской встречей министров иностранных дел премьер-министр Армении Никол Пашинян умудрился заявить: Армения, дескать, не будет бесконечно пропагандировать мир в вопросе карабахского урегулирования. Этой пропаганде есть предел. А глава оборонного ведомства Армении Давид Тоноян отправился с инспекцией на один из участков государственной границы Азербайджана и Армении, причем выбрал именно те пункты, откуда просматривается село Башкенд, освобожденное от армянских оккупантов еще в 1992 году (по ту сторону линии фронта его именуют «Арцвашен»). Армянские же эксперты именуют «ключом от Северного «Арцаха»». Если кто не понял, то «Северным Арцахом» в Армении окрестили обширные территории от Агстафы до Евлаха и Мингечаура, которые тоже мечтают захватить.

И вот как это понимать?

Разговоры насчет того, что Россия всей душой за урегулирование, но вот в Ереване упираются, лучше оставить для более восприимчивой аудитории. Армения находится в слишком сильной зависимости от России, чтобы там могли долго и эффективно сопротивляться российскому давлению, если, конечно, такое давление действительно есть. Но тогда что происходит? Москва и Ереван затевают игру в «доброго и злого полицейского»? И рассчитывают, что в Баку испугаются угроз Еревана и тут же согласятся подарить ей все ныне оккупированные земли и ждать, пока в регионе сменится «четыре поколения»? Или же это никакая не игра в «доброго и злого полицейского», и по ту сторону линии фронта строят планы новых территориальных захватов? Достаточно вспомнить, как Армения при силовой поддержке России раз за разом срывала в регионе соглашения о прекращении огня и захватывала новые территории. И теперь, когда Россия все отчетливее «нервничает» по поводу азербайджанских железных дорог и трубопроводов, существование подобных планов не стоит сбрасывать со счетов. Так что уже не получится не озвучить вопрос: Россия говорит о мире или готовит в регионе новые территориальные захваты от имени Армении?

Только вот в чем дело. Может быть, на Смоленской площади полагают, что вся эта игра повысит до небес авторитет России в Азербайджане — пусть даже по принципу «боятся — значит, уважают!» Но на деле играть в подобные игры на карабахском фронте можно было в то время, пока Кремль обладал здесь абсолютной монополией на все, от дипломатии до оружия, а фронт с азербайджанской стороны держали добровольческие батальоны, и вмешательство даже двух единиц бронетехники коренным образом меняло ситуацию. Но теперь, когда Запад обращает все более пристальное внимание на Южный Кавказ, Азербайджан создал современную и боеспособную армию, а Россия находится под действием жестких международных санкций, от подобных игр лучше воздержаться. Так что провалилась не только встреча в Москве, которая задумывалась как эффектная демонстрация российского посредничества. Провалилась сама по себе политика России на Южном Кавказе, основанная на безнадежно устаревших представлениях и ориентирах.

Нурани, политический обозреватель

Теги:
Из этой рубрики