«Новогодний сюрприз» от Путина. Только ли Пашинян должен сделать из него выводы?

«Новогодний сюрприз» от Путина. Только ли Пашинян должен сделать из него выводы?

«Новогодний сюрприз» от Путина. Только ли Пашинян должен сделать из него выводы?

Сравнение «дипломатии высшего уровня» с танго, которое танцуют вдвоем, успело уже набить оскомину. Но если красивый парный танец — это всегда успех обоих партнеров, то на переговорах вполне возможна ситуация, где есть победитель и проигравший. Даже если совместного красивого политического танго и не получилось.

Встреча Пашиняна и Путина — как раз такой случай. Слишком уж не совпадает, скажем так, «технический уровень» партнеров. И, соответственно, результаты встречи, если смотреть из Москвы и из Еревана, тоже выглядят далеко не одинаково.

Сфотографировавшись на борту самолета едва ли не в армейской униформе, перед Владимиром Путиным Никол Пашинян предстал уже при «протокольном» костюме и галстуке. На сей раз в дверях его за локоток не придерживали. И внешне все было вполне позитивно. Более того, Никол Воваевич дождался наконец поздравлений от Владимира Путина с победой на выборах. Только вот… на этом, похоже, положительные результаты встречи для Пашиняна закончились. Дело даже не в том, что Путин вновь назвал Пашиняна не «Николом Воваевичем», а «Николом Владимировичем». Важно другое: Путин, как бы это повежливее, напомнил Пашиняну, что реальной свободы маневра (если уж кому-то режет слух выражение «длина поводка») у него и у его страны куда меньше, чем это казалось с митинговой трибуны. А значит, если в Ереване не хотят неприятностей, то должны поумерить пыл. И то, что Москва придерживает в своем распоряжении такой «козырь», как цены на газ, говорит о многом. Наконец, еще накануне визита Владимир Путин дал понять, что Москва по-прежнему считает Армению своим форпостом, и в двусторонних отношениях ничего не изменилось.

Можно строить множество предположений, в каких именно вопросах Москва намерена «дожать» свой форпост, где раскапризничались, упираются и вообще ведут себя без должной учтивости и почтительности. Среди возможных версий — и те самые американские биолаборатории, и намерение Москвы «обнулить» сотрудничество Армении с НАТО, и то самое соглашение, регламентирующее, что на территории Армении не будет других иностранных войск, кроме российских, которое анонсировал Лавров и переговоры по которому категорически отрицает Ереван, и деятельность в Армении «антироссийских» партий, прежде всего «Сасна Црер», и даже наличие в команде Пашиняна персон, ранее сотрудничавших с Фондом Сороса. Так или иначе, ожидаемого «подарка под елку» в виде низкой цены на газ Пашинян не привез — по этому поводу Москва и Ереван не договорились. Более того, Пашиняну пришлось, как бы это повежливее выразиться, «принять выволочку» и публично включить задний ход в таком болезненном вопросе, как назначение нового генсека ОДКБ. Владимир Путин, упомянув, что Россия — основной экономический партнер Армении (и дипломатично оставив за скобками, что Армения находится у России на содержании и без экономической «подпитки» Москвы просто не выживет), затем с улыбкой и доброжелательной интонацией напомнил Пашиняну: «Думаю, что динамика хорошая. Будем делать все, что от нас зависит, для того, чтобы такой уровень отношений у нас сохранялся, и не только в этой сфере. Имею в виду и сферу обеспечения безопасности, наше сотрудничество по линии ОДКБ, многоплановое сотрудничество в экономике в рамках Евразийского экономического союза». В народе это называется «мягко стелет, да жестко спать».

А затем уже Пашинян «раскрывал скобки» и унылым тоном сообщал: «По ситуации внутри ОДКБ имели короткое обсуждение. Наша позиция сводится к тому, что здесь нам нужны институциональные решения. В устав ОДКБ нужно внести такие поправки, чтобы в дальнейшем таких дискуссий не было». По его словам, был также разговор, касающийся союзнической сути и содержания организации.

И вот этот, скажем так, пункт повестки визита Пашиняна в Москву заслуживает особого интереса. Потому как не исключено, что обсуждали Владимир Владимирович и Никол Воваевич и возможное сотрудничество с ОДКБ Азербайджана — к примеру, в статусе наблюдателя. Тем более что документы, учреждающие статус наблюдателя и партнера ОДКБ, Владимир Путин подписал как раз накануне визита Пашиняна.

Официально в Баку подобные инициативы не озвучивались. Более того, если со странами-членами ОДКБ наша страна сотрудничает активно и успешно, а влияние Азербайджана позволило устроить «публичную порку» Армении в вопросе генсека ОДКБ, то вопрос сотрудничества с ОДКБ как с блоком никоим образом не озвучивался и не поднимался на переговорах даже в виде идеи, достойной обсуждения. Наконец, в недавнем интервью телеканалу «Россия-24» президент Азербайджана Ильхам Алиев дал понять, что вопрос вступления в ЕАЭС Азербайджан по крайней мере пока не рассматривает, а дальше — покажет время. Вопрос же ОДКБ не затрагивался вообще.

Тем не менее тема «всплывает» регулярно. Еще в начале ноября 2018 года «Коммерсантъ» распространил интригующую «утечку»: президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил пригласить президента Азербайджана Ильхама Алиева на саммит ОДКБ в Астане, но против выступила Армения. Президент Беларуси Александр Лукашенко, в свою очередь, рассказывал о плане урегулирования, согласно которому, Армения выводила войска из пяти окружающих Нагорный Карабах районов, туда вводились миротворцы, после чего Азербайджан вступал в ОДКБ. Не говоря о том, что множество экспертов, прежде всего Дугин и Проханов, тоже озвучивали планы, согласно которым, Россия содействует освобождению не то трех, не то пяти районов, а взамен Азербайджан вступает, по одной версии, в ЕАЭС, по другой, в ОДКБ. Наконец, предостаточно и прогнозов, что в 2019 году в Карабахе произойдет давно ожидаемое продвижение. Так что логическая «цепочка» в виде «Москва в 2019 году продавливает реальное продвижение в Карабахе, а Азербайджан получает статус наблюдателя в ОДКБ» выстраивается легко.

Но, возможно, изрядную пищу для размышлений дает здесь «новогодний сюрприз», который уже под занавес переговоров преподнес Пашиняну Владимир Путин. Президент РФ поздравил с Новым годом и рождеством… находящегося под стражей Роберта Кочаряна, второго президента Армении. Никол Пашинян прекрасно понял намек: на лентах информагентств тут же замелькали сообщения, что суд в Ереване в ближайшее время рассмотрит ходатайство об освобождении Кочаряна под залог.

Для Пашиняна это вполне понятный и не просто неприятный, а откровенно опасный месседж: Москва открыто дает понять, что ее фаворитами на армянском поле были и остаются «карабахцы» вообще и Роберт Седракович в частности. Так что даже с завидными результатами выборов Никол Воваевич явно чувствует себя как на  взрывном устройстве, управляемым по прямому проводу из Москвы. Но самое главное, это поздравление Путина еще и показало, что пашиняны, условно говоря, приходят и уходят, особенно если им помогают уйти, а вот отношение Кремля к Армении как к своему «форпосту» не меняется. Да и отрихтовать ситуацию на политическом поле Армении не сказать чтобы непосильная задача для Москвы. Но отыгрывать обратно политические уступки в таком вопросе, как государственный суверенитет, будет уже куда труднее, если вообще возможно.

Наконец, несмотря на оптимистичные ожидания и прогнозы, реальных сдвигов не заметны. В Ереване, как и в первые послереволюционные недели, вновь требуют, чтобы Баку вел переговоры не с Армений, а с «самоопределившимися карабахцами». Которые не желают и слышать ни о каком выводе войск.

В самом деле, излишне напоминать: в случае реального продвижения карабахского урегулирования персонам вроде Бако Саакяна придется прощаться и с реальной властью, и с бизнесом, завязанным на грабеже оккупированных территорий. Да, сами они могут заблаговременно перебраться в тот же Ереван, если не в Глендейл, но вот вывезти с собой, к примеру, Зодский рудник уже не получится. Не говоря о такой стороне вопроса, как собственный политический статус.

Но за Саакяна и компанию очень удобно прятаться и ереванцам, которые старательно избегают кардинальных решений, понимая, каким окажется их общественный резонанс, и даже Москве, где не прочь завести Азербайджан в свою сферу влияния, но вот готовы ли ради этого реально подтолкнуть урегулирование, да еще не в пользу своего «форпоста» — большой вопрос. Нелишне вспомнить, как «Грузинская мечта» рассчитывала добиться  в обмен на «потепление» в отношениях с РФ «подвижек» в вопросе Сухуми и Цхинвали. Но в Москве ни на какие уступки не пошли. Еще раньше пост президента Молдовы занял лидер местных коммунистов Владимир Воронин. Который тоже решил не мелочиться и обещал завести страну ни много ни мало в союзное государство России и Беларуси, рассчитывая, что за такую цену сможет восстановить контроль над Приднестровьем. Тоже не получилось. И на сей раз, вполне возможно, тоже попытается получить геополитические дивиденды, скажем так, авансом, отложив реальное продвижение в Карабахе «на потом». Или вообще попытавшись свести все к сценарию, который открыто излагал в Ереване советник Путина Сергей Глазьев: решение конфликта — это членство и Армении, и Азербайджана в ЕАЭС, где не будет никаких границ.

Вопрос в том, стоит ли принимать участие в такого рода геополитических играх с Россией, которая не выполняет даже подписанных по всем правилам межгосударственных договоров.

Нурани, политический обозреватель Minval.az.

Теги: