10 апреля продолжилось заседание по рассмотрению уголовных дел в отношении граждан Республики Армения Араика Арутюняна, Аркадия Гукасяна, Бако Саакяна, Давита Ишханяна, Давида Бабаяна, Левона Мнацаканяна и других, обвиняемых в совершении многочисленных преступлений против мира и человечности, военных преступлений, включая подготовку и ведение агрессивной войны, геноцид, нарушение законов и обычаев войны, а также терроризм, финансирование терроризма, насильственный захват власти или насильственное удержание власти и др.
На судебном заседании, состоявшемся в Бакинском военном суде под председательством судьи Зейнала Агаева в составе судей Джамала Рамазанова и Анара Рзаева (резервный судья Гюнель Самедова), каждый из обвиняемых был обеспечен переводчиком на язык, которым владеет, а также адвокатами для защиты.
В заседании принимали участие обвиняемые, их защитники, часть потерпевших, их правопреемники и представители, а также прокуроры, защищающие государственное обвинение.
Отвечая на вопросы государственного обвинителя Тараны Мамедовой, обвиняемый Меликсет Пашаян признался, что проходил незаконную военную службу на суверенных территориях Азербайджана, которые в свое время были оккупированы Арменией.
М.Пашаян, служивший в вооруженных силах Республики Армения, сообщил, что ему был выдан автомат Калашникова.
Рассказав о том, что с 1989 по 1991 год он проходил срочную действительную военную службу на Дальнем Востоке, М.Пашаян сказал, что в 1993 году вступил в «Аскеранский полк», и добавил: «Я находился на боевом посту примерно с мая 1993 года до 1994 года – до прекращения огня. Командиром батальона был Вилен Сафарян».
М.Пашаян также сообщил, что во время Первой Карабахской войны он служил в 31-м батальоне, командиром воинской части был Виталий Баласанян.
Он сказал, что бывал на боевых постах в различных селах Аскеранского, Агдеринского и Агдамского районов. Обвиняемый сообщил, что на боевых постах имелись автоматы, пулеметы и минометы.
Заявив, что во время Второй Карабахской войны его табельным оружием был автомат Калашникова, М.Пашаян на вопрос о том, против кого он должен был использовать выданное оружие, ответил: «Против Азербайджанской армии…».
М.Пашаян с мая по сентябрь 2023 года находился в составе вооруженного формирования, созданного в селе Ашагы Емишджан Ходжалинского района.
Обвиняемый сказал, что был награжден медалью «за храбрость» незаконного режима.
Подтвердив, что нес службу, в том числе, на боевых постах в Сарыджалы, Гюллюдже и других селах Агдамского района, обвиняемый на вопрос государственного обвинителя ответил: «Агдам – это район Азербайджанской Республики». Однако на вопрос о том, от кого и что он охранял на территории Азербайджана, обвиняемый ответить не смог.
М.Пашаян также сказал, что инженеры-саперы устанавливали мины вокруг боевых постов.
Он заявил, что получал зарплату за военную службу как во время Первой и Второй Карабахских войн, так и после них.
Затем обвиняемый Давит Аллахвердян ответил на вопросы государственного обвинителя Фуада Мусаева. Он сообщил, что учился в «Ханкендинском университете», проходил срочную службу в 2006–2008 годах в воинской части в Аскеране и нес боевое дежурство в Агдаме. «Командиром части был Артур Арутюнян. Во время службы ему была выдана снайперская винтовка», — отметил он.
По словам подсудимого, после завершения службы он продолжил обучение в «вузе», который затем стал «филиалом» Армянского аграрного университета.
Затем Д.Аллахвердян ответил на вопросы старшего помощника генерального прокурора Вюсала Алиева. Он сообщил, что 1 сентября 2020 года занимал «должности» «начальника сельскохозяйственного сектора Совета безопасности», а впоследствии – «советника министра сельского хозяйства» самопровозглашенного режима на оккупированных территориях Азербайджана.
Во время 44-дневной войны он был вновь призван на военную службу и обеспечен автоматом. В январе 2023 года он вступил в незаконное вооруженное формирование и получал зарплату в зависимости от количества дней службы.
Д.Аллахвердян сообщил, что на ранее оккупированных суверенных территориях Азербайджана выращивалось зерно, которое затем направлялось в Армению.
Затем на вопросы гособвинителей ответил подсудимый Левон Балаян. Он сообщил, что родился в 1978 году в Баку и участвовал в боевых действиях против Азербайджана в ходе 44-дневной войны.
Во время допроса Давид Бабаян попытался помочь Левону Балаяну с ответами, за что получил предупреждение от судьи.
Л.Балаян заявил, что после войны за ежемесячную зарплату присоединился к незаконному вооруженному формированию, получая зарплату в армянских драмах, эквивалентную 400–500 долларов США.
Обвиняемый Гурген Степанян в ответах на вопросы государственного обвинителя Вюсала Абдуллаева сообщил, что, будучи гражданином Армении, был призван на службу в 2006 году и проходил ее в течение двух лет в оккупированном тогда Физулинском районе Азербайджана.
«Я жил в городе Джермук в Армении. Меня призвало на службу армянское государство», — добавил он.
Г.Степанян также отметил, что среди офицеров в его части преобладали граждане Армении.
Обвиняемый признался, что впоследствии примкнул к «Ходжавендскому полку», получая за свою службу зарплату на банковскую карту.
Отвечая на вопросы начальника отдела Управления по защите государственного обвинения Генеральной прокуратуры Насира Байрамова, обвиняемый Василий Бегларян сообщил, что в 2012-2013 годах проходил срочную военную службу в Агдере, до 2018 года проживал в селе Эдилли Ходжавендского района, а затем до 2022 года – в Армении, в городе Ереван.
Сообщив, что в сентябре того же года приехал в Ханкенди и приступил к службе в качестве срочника, обвиняемый сказал, что получал зарплату в размере 400 тысяч армянских драмов (около 800 долларов США) в месяц.
Обвиняемый Эрик Казарян, отвечая на вопросы помощника генерального прокурора по особым поручениям Тугая Рагимли, сообщил, что в 2021 году он выехал из армянского города Гафан в азербайджанский город Ханкенди для прохождения сверхсрочной военной службы.
«Любой гражданин Армении мог обратиться для поступления на военную службу», — сказал обвиняемый, отметив, что единственным условием для этого была смена места регистрации, и добавил: «В течение примерно одного месяца я снялся с регистрационного учета в Гафане и прописался в Агдере».
Он сообщил, что за сверхсрочную военную службу ему платили около 400 тысяч драмов в месяц. Обвиняемый также признался в том, что при задержании азербайджанскими военнослужащими при нем было автоматическое оружие.
Очередное заседание суда назначено на 11 апреля. Процесс продолжится ответами обвиняемых лиц на вопросы.