Уличный командир и предводитель отельной революции Никол Пашинян объявил тайм-аут для столичных шествий, чтобы дать передохнуть всем. Но не верится, что герой дня во внеурочные дни отдыха предастся сладострастным снам и диванным удовольствиям. Суровый час-пик продолжится до тех пор, пока не решится главный вопрос – кому быть премьером.
Подключение к процессам Москвы несколько меняет обстановку в пользу повышения градуса сложности. В случае с Арменией российская дипломатия продемонстрировала расторопность в отличие от аналогичной ситуации в Украине. Чтобы понять, откуда ноги растут у революции, куда ведут нити антигаргсяновского переворота, наконец, откуда поступают средства на поддержание революции молодых, нужны терпенье и выверенные действия.
В принципе многое из тайного уже стало явным. Участившиеся контакты Пашиняна и его соратников с западными дипломатами, агентами влияния не оставляют сомнений, что не зря Америка со своей пятой колонной все последние годы, пока Серж Саргсян упражнялся в демократических отжиманиях, не торопилась. Теперь, когда программа минимум выполнена, разворачивается главная сюжетная линия по выдавливанию Москвы с Армении. Для этого понадобится переформатирование властных структур с последующей кооптацией прозападных деятелей.
Приезд в Ереван делегации российской Госдумы во главе с председателем комитета по делам Содружества, других эмиссаров преследует цель открытия параллельного коридора для консультаций и переговоров, чтобы создать альтернативный пашиняновскому тракт действия. Не случайно исполняющий обязанности премьера Карен Карапетян после телефонного разговора с Владимиром Путиным отказался от новой встречи с командиром улицы. Стало быть, у Москвы есть свой план действий, призванный помешать поймавшему кураж Пашиняну .
Скорее, он уже в курсе, что легкой победы первого мая, на которое он запланировал выборы нового премьера, не будет. Не исключено, что ему достанется вожделенное кресло, но даже при таком исходе это будет тактический выигрыш. Императив Москвы о том, что все проблемы должны найти разрешение в правовом поле, имеют диверсифицированное значение. По положениям действующей конституции поле маневра у Пашиняна не очень обнадеживающее. Ему в этом пространстве будет тесно. Чтобы создать для него помехи, нужны определенные рамки. Этим можно будет задержать революционный марш, а параллельно выдвинуть новую силу наперекор пашиняновскому маршу.
Уличный командир уже сообщил, что в массе не только граждане страны, но и соотечественники из далеких государств, что приехали для оказания поддержки революции. По всему просматриваются западные лекала, и уже ясно, что движение не было стихийным.
Запад по-настоящему приложился, чтобы создать Москве еще одну серьезную головную боль у своих границ. Это пока удается и удастся, если Кремль не предпримет разумных контр-действий.
В настоящем это выглядит очень сложным делом, поскольку улица действует грамотно, и не дает волю эмоциям. Звучащая на площадях Еревана музыка, танцующие группы, братания людей – все это звенья одной цепи, рассчитанной на укрепление атмосферы политического фестиваля. Он по замыслу политтехнологов исключает предпосылки для использования насилия. Но очень может быть, что где-то вдруг произойдет нечто из разряда чрезвычайного, и один эксцесс повлечет за собой волну насилия.
Пока Пашинян уверенно держит стойку человека, владеющего ситуацией, у которого есть отработанный план. Но означает ли это, что остальные фигуранты вяло текущей политической гонки согласятся с этим планом и безропотно пойдут на все, что диктует главарь улицы? Это маловероятно.
К первому мая многое изменится, и чтобы понять почему, уже не столь важна истина о том, кто заставил Сержа Саргсяна подать в отставку.
Ясно одно – его карьеру прервала карабахская проблема. Он ее эксплуатировал до последнего. Но в чем же оказалась ошибка?
Представляется, что Саргсян, показывая себя пророссийским, играл на сепаратной дорожке с Западом, согласовав с ним варианты своего отхода в тень, но с набитыми карманами. Не случайно он все время наведывался на Запад, обставляя визиты заботой о диаспоре и ее помощи Еревану.
Да, он хорошо с этого имел, но в его повестке был главный вопрос – как выйти из игры с наименьшими потерями.
Если верить компетентным армянским источникам, появление на политическом небосводе Армена Саргсяна-президента было согласовано с западными кругами. Есть сведения, что он представляет собой надежный канал для отмывания денег Сержа Саргсяна в офшорах. С другой стороны Роберт Кочарян, также считавшийся человеком Москвы, перебрасывает свои авуары за океан. Вот и получается, что промосковская клика тихо и дружно эвакуируется подальше от России, чтобы самосохраниться и не упустить награбленное. Не означает ли это, что спущенный в конце 80-х проект Карабах выработал ресурс, и его авторы запускают новое продолжение?! Ведь не зря же циркулируют сведения, что Запад вознамерился использовать карту Карабаха для столкновения региональных держав, чтобы раздробить Астанинскую тройку Россия-Турция-Иран.
А жесткий прессинг Пашиняна в отношении президента Армена Саргсяна с требованием показать бумажку об отречении от британского гражданства – это всего лишь отвлекающий маневр, чтобы запутать оппонентов и не вызвать подозрений о тайном союзе с Западом.
Пока Пашинян на удивление тактичен по отношению к Москве. Его изречение «я ценю Россию за то, что она уважает международное право и не вмешивается во внутренние дела Армении» говорит само за себя. Он приветствует дистанцированное участие северного соседа в развитии. Но его бы устами мед пить.
На поле тесно и жарко. Исполняющий обязанности премьера Карен Карапетян, прагматичный первый президент Левон Тер-Петросян, главы малочисленных партий типа Царукяна, лидеров Дашнакцутюна и других все в игре, и желают, как минимум, не прогадать.
Никол Пашинян, каким бы сильным в митинговой тактике ни был, не силен в стратегии. Ее у него и нет. Он идет напролом пока еще не в полноценной схватке идеологем, а в крушении прогнившей системы, которая давно себя обрекал на убой. Ему без команды на открытом политическом поле не выжить. Нужны не только соратники, но и коалиционные сподвижники. Страной управлять – не марш-броски совершать. К тому же впереди еще тугой карабахский узел.
Возможно, закулисные инструкторы-спонсоры заготовили для него план действий. Но сохранятся ли и дальше благоприятные условия для единоличного соло, если ряды претендентов только уплотняются? Вот в чем весь фокус.
Тофик Аббасов