Интервью Minval.az с одним из ведущих грузинских политологов Гелой Васадзе.
— Какова внутриполитическая ситуация в Грузии? Сохраняет ли свой рейтинг президент Маргвелашвили? Есть ли ностальгия по временам президентства Саакашвили?
— Что касается рейтингов, то тут у нас есть вполне объективные данные, а именно данные традиционного опроса Национального демократического института, согласно которому рейтинг президента Маргвелашвили опустился с 72 процентов в ноябре прошлого года, до 46 процентов сейчас. Сам президент связывает такое падение своего рейтинга с критикой, которой подверг его Бидзина Иванишвили пару месяцев назад. На самом деле, это далеко от истины, хотя бы потому что рейтинг самого Бидзины Иванишвили снизился с 71 процента в прошлом году, до 51 процента сегодня. Скорее падение рейтинга Маргвелашвили связано с тем, что население Грузии привыкло видеть гиперактивного президента, а Маргвелашвили появляется на публике исключительно по официальным поводам. Вот, кстати, и ответ на вопрос по поводу ностальгии, хотя в годы президентства Саакашвили его гиперактивность многих раздражала.
— Грузия и Молдова подпишут соглашения об ассоциации с Евросоюзом 27 июня в Брюсселе. Тем не менее, Азербайджан отказался подписывать подобное соглашение еще на Вильнюсском саммите. Как считаете, открывают ли шаги Грузии в Европу дверь и для Азербайджана?
— Скажем так, это открывает новые возможности для Азербайджана, но, как вы сами понимаете, одних возможностей недостаточно. Сегодня Азербайджан стоит перед непростым выбором: или вступить на путь евроинтеграции со всеми сопутствующими, как внутренними, так и внешними рисками, или вновь оказаться в объятиях видоизмененного Советского Союза. На самом деле, третьего не дано, и пример одних наших соседей хорошо это проиллюстрировал…
— На днях стало известно, что Россия выделит свыше 1500 единиц современной военной техники на перевооружение воинских частей на Северном и Южном Кавказе. Вызывает ли это сообщение беспокойство в Грузии?
— Неужели действительно кто-то считает, что тысяча пятьсот, или даже пятнадцать тысяч единиц современной техники способно изменить сложившуюся ситуацию? Как справедливо отмечал еще Наполеон, штык очень полезная штука и с ним можно делать много вещей, но на нем неудобно сидеть. Мощь стран в сегодняшнем мире не в их военном могуществе, а в привлекательности для других. Для этого нужно иметь высоко развитую экономику и уважение в международном сообществе. Сегодня Российская Федерация стремительно теряет и то, и другое.
— До выборов в Украине остаются считанные дни. Что дадут выборы президента? Каково ваше видение ситуации вокруг этой страны?
— Выборы в Украине ознаменуют собой конец сложного переходного периода и начало не менее сложного периода реконструкции и евроинтеграции. Это крайне важный этап в истории этой страны и всего постсоветского пространства. Что касается общей оценки, вот уже более чем полгода народ Украины пытаются загнать в стойло, но сегодня ясно, что этот народ не сломить. Благодаря мужеству и героизму украинского народа, Украина тяжело, сдирая кожу, идет туда, где ее историческое место, а именно в европейскую цивилизацию.
Дело в том, что на наших глазах рождается новая европейская страна, страна с огромным потенциалом и с гражданами, хорошо понимающими цену свободы.
— А можно ли прийти к окончательному выводу, что санкции в отношении России не оказались эффективными, и это придало России уверенность в безнаказанности?
— Абсолютно нельзя. Если кто-то считает, что возможно хоть какими-то санкциями обрушить режим Путина в один момент, это глупость. Но, не менее глупо считать, что компрадорский режим будет чувствовать себя комфортно, и уж тем более развиваться, в условиях даже тех санкций, которые существуют сегодня.
— Премьер-министр Словакии Роберт Фицо обвинил лидеров стран Западной Европы в «лицемерии» в связи с ситуацией на Украине, заявив, что возможные новые санкции Евросоюза и США в отношении России могут усугубить экономическую ситуацию в Европе. Кстати, недавно бывший канцлер Германии Герхард Шрёдер обвинил в сложившейся на Украине ситуации Европейский Союз и призвал страны Запада перестать думать только о новых санкциях против России. Европа в отличие от США, кажется, разнится во мнениях по вопросам санкций, общей позиции и отдельные страны вставляют палки в колеса…
— Каждая страна сама решает для себя насколько ситуация в Украине грозит ее национальным интересам, а посему и определяет свои действия на фактическую агрессию России против суверенного государства. Конечно, поддержка премьер-министра столь мощной державы, каковой является Словакия, это благая весть для Путина, но все дело в том, что лидеры Соединенных Штатов, Великобритании, и, даже, Германии, придерживаются, мягко говоря, немного иного мнения. Так что у господина Фицо есть выбор, вывести свою страну из Европейского Союза и вступить в союз евразийский, или все-таки выполнять рекомендации старших товарищей. И я, кажется, догадываюсь, какой выбор он сделает.
Что касается, работающего в Газпроме господина Шредера, позвольте оставить его высказывания без комментариев. Тем более что в мире хорошо известно, кто такой господин Шредер. Так, что давайте оставим разговоры об отсутствия единства в Европе российским информационным каналам.
Эмиль Мустафаев