Никол Пашинян, исполняющий обязанности премьер-министра Армении, в очередной раз отличился. Он направил поздравления Башару Асаду — в связи с «победой на президентских выборах». Недавний «шашлычный фюрер» старательно лил патоку: «Уверен, ваши усилия, направленные на установление мира и начало диалога в Сирии позволят преодолеть кризис в стране».
В карьере любого политика бывают ляпы. Но пашиняновское поздравление в адрес Асада — даже не ляп. Это позор, причем в «энной степени». И еще помноженный на очень длинную и очень грязную предысторию. И самое главное, позор не только и не столько для самого Пашиняна, сколько для тех, кто готов и в прямом, и в переносном смысле садиться с ним за один стол. Впрочем, расскажем по порядку.
Запад, напомним, выборы, устроенные Асадом в Сирии, раздираемой гражданской войной, категорически не признал. Режим Асада контролирует в лучшем случае две трети территории Сирии. Населения там — в лучшем случае треть от довоенного. Две трети — или в не контролируемых Башаром Асадом регионах Сирии, или в других странах на положении беженцев. Проводить в таких условиях выборы — это насмешка над самой идеей народного волеизъявления. С кандидатами, которые заведомо играли с Асадом в «поддавки» — тем более.
В результате Башара Асада поздравили с победой очень немногие: Россия, у которой свои геополитические планы в отношении Сирии, Иран — союзник и покровитель…
И вдруг в этой компании оказывается Никол Пашинян, который с момента победы своего «дымб-дымб-ху» усиленно лепил и продолжает лепить себе образ этого «прозападного политика» и поборника «демократических ценностей». Совсем недавно он в разгар предвыборной кампании у себя в стране отправился с визитом во Францию и Бельгию, вел переговоры с руководством Евросоюза и усиленно создавал у европейцев благоприятное впечатление о себе. И вдруг, не успев еще распаковать чемоданы после Парижа и Брюсселя, бросается в объятия Башару Асаду, про которого сказать «нерукопожатный» — ничего не сказать. Это уже неплохой повод задать себе вопрос, способны ли вообще в Ереване выстроить внятный внешнеполитический курс: то в Армении усиленно играют в «евроинтеграцию» и готовятся к подписанию соглашения об ассоциации с Евросоюзом, то в последний момент отказываются его подписывать и вступают в ЕАЭС, то демонстрируют «прозападный крен», то бросаются в объятия Москвы и теперь Никол Пашинян то отправляется с визитом в «лучшие дома Европы», а затем поздравляет Башара Асада…
Но куда примечательнее и важнее другое. Никол Пашинян не просто поздравляет Башара Асада. От еще и заверяет «дамасского недохалифа»: Армения и впредь готова вносить свой вклад в решение стоящих перед Сирией гуманитарных проблем.
Подобное заявление в устах лидера страны, для которой попрошайничество уже давно стало политическим и дипломатическим «мейнстримом», напоминало бы политический анекдот, если бы не одно обстоятельство. Никол Пашинян направил армянских саперов, включая и тех, кто прошел подготовку в рамках помощи США в разминировании, в состав российской миссии в Сирии, причем свою миссию назвал «гуманитарной». А какие «боевые задачи» решают армянские саперы, в Азербайджане могли видеть совсем недавно в окрестностях села Сусузлуг Кельбаджарского района, где на заложенной армянскими «зинворами» мине подорвался автобус с журналистами. Американцы осуществляли техническую подготовку отправившихся в Сирию саперов, но вот военно-политические задачи им ставит уже Ереван. Со всеми особенностями национального минно-взрывного дела.
И уж тем более не следует забывать: у режима Башара Асада весьма долгая история сотрудничества с Арменией. Уже в ходе 44-дневной войны Башар Асад и члены его «команды» с упоением повторяли армянские фейки насчет будто бы воюющих на стороне Азербайджана «протурецких наемниках», но при этом вполне реальные наемники — курдские боевики — перебрасывались из Сирии в Армению для войны с Азербайджаном. Имел место и транзит оружия. Так что вряд ли стоит удивляться, что Никол Пашинян так стелется перед Башаром Асадом. Там действительно прочный союз и налаженное сотрудничество. Вопрос в другом: в курсе ли в Брюсселе и особенно в Париже, перед кем совсем недавно стелили красный ковер? И отдают ли себе отчет, что теперь уже дружба Пашиняна с Асадом — это имиджевые проблемы не только Пашиняна, но и Шарля Мишеля вместе с Эммануэлем Макроном?
Нурани, обозреватель