Владимир Зеленский победил. Что дальше?

Владимир Зеленский победил. Что дальше?

Владимир Зеленский победил. Что дальше?

Самый сложный «экзамен» для бывшего руководителя «95 квартала» еще впереди. И прежде всего на российском «треке»

Мировое экспертное сообщество еще долго будет анализировать и комментировать результаты выборов президента Украины: во втором туре победу с практически трехкратным преимуществом — 73% против 26% — одержал Владимир Зеленский, которого теперь как-то даже неудобно называть «шоуменом». Сам он уже выступает с обращениями, подчеркивает: «Главное, что мы сделали, – объединили нашу страну, нашу жизнь, наш народ. Спасибо», — и обращается к государствам постсоветского пространства: «Пока я еще официально не президент, я могу сказать как гражданин Украины, всем странам постсоветского союза: посмотрите на нас — все возможно!»

В Москве уже отреагировали. Замглавы МИД РФ Григорий Карасин заявил: «Экзит-поллы показывают, что граждане Украины проголосовали за перемены. Теперь очередь нового руководства страны понять и реализовать надежды своих избирателей. Это касается, естественно, как внутренней, так и внешней политики страны. Ответственный этап украинской истории».

В Москве, конечно, выражают удовлетворение тем, что Порошенко проиграл, да еще с таким «разгромным» счетом. Другое дело, что последние события в Украине — и российские аналитики не могут этого не понимать — представляет собой достаточно опасный для Москвы прецедент. Выборы в два тура, дебаты, в том числе на стадионе — российские пропагандисты могут, конечно, называть все это «цирком шапито», но в глубине души не могут не понимать: Украина продемонстрировала «демократию в действии».

Другой вопрос, что самый сложный «экзамен» — на реальное управление страной — победителю украинских выборов еще предстоит. Особенно с учетом того, что руководить ему, в отличие от того же Трампа, тоже, кстати, бывшего шоумена и человека с «нулевым» опытом  в политике — придется не мощной сверхдержавой с устойчивой экономикой и налаженной системой госуправления с четким разделением полномочий, «сдержками», «противовесами» и, если угодно, «вбитыми в подкорку» представлениями о том, что можно и что нельзя, а страной, находящейся «на переломе», да еще и подвергающейся внешней агрессии со стороны России.

В Москве уже осторожно «закидывают удочку»: а не окажется ли Зеленский более дружественным России, чем Порошенко? Эксперты, впрочем, уверены: в нынешней ситуации в Украине вряд ли возможен приход к власти пусть даже относительно «пророссийских» сил. Удар в спину от бывшего «братского народа», захват Крыма, агрессия на Донбассе, весьма условно прикрытая легендами насчет «шахтеров и трактористов», у которых обнаруживаются документы граждан РФ и такое оружие, которое точно не изготовить из переделанных шахтных вагонеток — все это никуда не делось. И если избиратели Украины отказали в доверии Петру Порошенко, который демонстрировал с высоких трибун документы попавших в плен и погибших на Донбассе россиян, это еще не значит, что они забыли об этих документах и, что самое важное, об их хозяевах. Тем более что есть и такой не очень комфортный для России пример, как приход к власти в Грузии коалиции «Грузинская мечта». Ее представители, напомним, в отличие от Зеленского, прямо обещали «нормализацию» отношений с РФ. Москва тоже делала разнообразные намеки, что вся проблема — в таком-сяком Саакашвили, и если его не будет, то между Москвой и Тбилиси все очень скоро наладится. Но в реальности ни в Грузии не отказались от курса на вступление в НАТО и ЕС, ни в РФ не стали отзывать признание субъектами международного права оккупационных режимов в Сухуми и Цхинвали. Так что все закончилось возобновлением авиасообщения, туризма, поставок вина и минеральной воды. Словом, надежды, что Зеленский уже завтра признает Крым российским (на что уже умудрились намекнуть представители оккупационных «властей» полуострова), послезавтра подарит Москве Донбасс и Одессу впридачу, а через неделю вообще объявит Украину субъектом федерации, лучше оставить для соловьевских телешоу.

Другой вопрос — реальная опасность, что период передачи власти от Порошенко к Зеленскому и тот период, пока новый президент Украины будет, если угодно, «обживаться в кресле», формировать свою команду и еще приобретать необходимые навыки госуправления, в РФ вполне могут посчитать удобным моментом для реализации плана новых территориальных захватов.

В самом деле, достаточно вспомнить трагические для нашей страны события ранних девяностых, чтобы убедиться: Армения, точнее, российские регулярные части, воюющие на стороне Армении против Азербайджана, захватывали новые территории как раз в тот период, когда в Баку до предела обострялись внутриполитические противоречия. Еще более красноречив другой пример: российский захват Крыма как раз в тот период, когда в Украине победил Майдан, Янукович бежал в Россию, бросив страну, старая власть рассыпалась, новая еще не сформировалась, и в критический момент оказалось просто некому отдать команду «Огонь!» Даже в такой стране, как США, период, когда одна команда уходит, а другая только готовится прийти, тоже нередко оборачивается «политической паузой».

В случае же с Украиной, вернее, российской агрессией против этой страны, последствия могут оказаться еще более драматичными. Во всяком случае, еще по горячим следам захвата Россией украинских кораблей в Керченском проливе эксперты, и не только эксперты, с тревогой говорили об опасности «сухопутной» и «морской» атаки на украинский Мариуполь, и вряд ли эти планы сняты в Москве с повестки дня. Особенно с учетом того факта, что речь идет не только об Украине и Мариуполе как таковом: здесь Москва создает впечатляющий «военный узел», Украина, в свою очередь, строит под Бердянском свою военно-морскую базу, которая буквально «разрезает» российский «редут» на важнейшем юго-западном направлении… Не говоря о том, что в 2014 году, судя по многим косвенным признакам, РФ не собиралась ограничиваться Крымом и Донбассом — здесь собирались захватывать Одессу и Николаев и вообще отрезать Украину от моря.

Отказались ли в Москве от этих планов или же решат, что как раз сегодня наступил удачный повод «поиграть в морской бой», покажет уже ближайшее будущее. Другой вопрос, что Украина 2019 года — это не Азербайджан начала девяностых и даже не Украина 2014 года. Да и внимание к Черноморскому региону со стороны НАТО тоже не стоит сбрасывать со счетов. Так что Москве в своих попытках воспользоваться «фактором Зеленского» лучше бы заранее просчитать риски. И избежать по крайней мере прямого столкновения, и не только с ВМС Украины

Нурани, политический обозреватель

Теги: