«Заморозку» конфликта не стоит путать с его урегулированием — жизнь доказала это не раз. «Пятидневная» война России против Грузии, попытка Армении развязать новый виток агрессии против Азербайджана, которая привела к разгрому самого Еревана — примеры показательные. Теперь «на пороге разморозки» находится украинский Донбасс. Во всяком случае, новый виток боевых действий открыто анонсируют многие. Депутат Верховной рады от пророссийской партии «Оппозиционная платформа — За жизнь» Ринат Кузьмин выступает с алармистскими заявлениями: по его словам, Киев готовится к войне и создает необходимое для этого информационное поле. «Эта воинственная риторика последнего месяца или последних двух месяцев, которую поддерживают одни телеканалы и не поддерживают другие… Это реальная подготовка к войне. И всё, что происходит вокруг этого в информационном пространстве, — это тоже подготовка к войне», — цитируют его информагентства. РосСМИ тиражируют рассказы «очевидцев»: по их словам, к линии фронта в Донбассе двигаются эшелоны с танками. Наконец, главарь донецких сепаратистов Пушилин прямо обвиняет власти Украины в «подготовке к новой войне», пообещав, что его «армия» теперь не будет «сдерживаться». Обозначил позицию и Кремль: «Мы, действительно, с глубокой озабоченностью наблюдаем за растущей напряженностью на линии соприкосновения. Мы фиксируем все чаще и чаще обстрелы на территории Донбасса со стороны украинских вооруженных сил или разных формирований, которые там у Украины имеются вблизи линии соприкосновения. Мы фиксируем вход украинских военных в те зоны, где они не должны быть после завершения разведения. И все это повод для нашей серьезной обеспокоенности», — цитируют СМИ заявление пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова.
Оправдается ли этот всеобщий алармизм — вопрос открытый. Как и то, по какую сторону линии фронта следует искать «заказчиков» новой войны. С одной стороны, на пространстве бывшего СССР до сих пор не создано прецедента политического и дипломатического урегулирования региональных конфликтов, но зато Азербайджан в Карабахе продемонстрировал возможность их военного решения. Что вряд ли выпало из поля зрения официального Киева. А право на самооборону никто не отменял. Но, с другой, заявления Пушилина слишком уж напоминают озвученные теперь уже бывшим министром обороны Армении Давидом Тонояном обещания «новой войны за новые территории», после чего Армения открыто взяла курс на возобновление боевых действий. Не говоря о том, что новая война и, если получится, новые территориальные захваты вполне могут показаться кому-то надежным способом сделать Киев более «уступчивым» на переговорах, «повысить ставки» для НАТО, чья активность в Черном Море заметно волнует Кремль, «раскачать» внутриполитическую ситуацию в Украине — перечислять можно до бесконечности. И еще неплохо держать в голове, какие планы, судя по многим косвенным признакам, связывали с новой войной и в Ереване. В Карабахе, правда, война пошла не по ереванскому сценарию и завершилась разгромом Армении.
В чью пользу завершится новый виток возможной войны на Донбассе, предсказать трудно, особенно до начала боевых действий как таковых. Тем более что Украина в последнее время, воодушевившись результатами «пробы сил» и в Ливии, и в Сирии, и в особенности в Карабахе, активно развивает оборонное сотрудничество с Турцией — и это не считая давних «выходов» на США, Канаду и другие страны НАТО.
Формально, конечно, возможная «разморозка войны» на Донбассе никак не затрагивает территорию Азербайджана. Но вот дипломатия и внешняя политика — там уже иной расклад. В Баку выстраивали и выстраивают добрососедские отношения с Россией и развивают с ней сотрудничество по многим сферам. Но в то же время наша страна выступала и выступает на мировой арене за уважение основополагающих норм международного права, включая прежде всего территориальную целостность государств, и считает недопустимой силовую перекройку признанных границ, включая и Украину, и Грузию, и Молдову. В Баку никогда не признавали российской аннексии Крыма и тем более не испытывали иллюзий по поводу сепаратизма на Донбассе. Наконец, у Азербайджана и Украины налаженное политическое, экономическое и оборонное сотрудничество.
И, наконец, у азербайджанской дипломатии есть опыт реакции на «пятидневную войну» России против Грузии, когда Азербайджан продемонстрировал свою принципиальную позицию, но при этом не «сорвал в штопор» и отношения с Москвой. А сегодня у Азербайджана куда более солидный политический вес. И куда более богатый опыт решении подобных дипломатических задач. Где уже сегодня нужно оценивать риски и просчитывать варианты.
Отдел политики