Государственный фонд социальной защиты изучает опыт Сербии в области создания частных пенсионных фондов. Как сообщает Minval, недавно делегация Госфонда во главе с зампредом совета правления Метином Аскеровым отравилась с рабочим визитом в Сербию, где ознакомилась с работой Республиканского фонда пенсионного и инвалидного страхования (РФССИ) Сербии.
Чем могла заинтересовать пенсионная система Сербии Азербайджан? Ответ в том, что она во многом схожа с азербайджанской моделью, а существующие различия вполне можно адаптировать с учётом местного законодательства и условий. Вот, например, Сербия расположена в центральной части Балканского полуострова, с численностью населения около 8 миллионов человек. Ключевой тенденцией является рост числа пожилых людей и снижение рождаемости. Кроме того, с 1 января 2024 года женщины в стране могут выходить на заслуженный трудовой отдых в возрасте 63 лет и 8 месяцев. Что касается мужчин, предельный возраст остается на отметке 65 лет. А к 2032 году трудовой возраст мужчин и женщин должен уравняться.
В Сербии 40-часовая рабочая неделя. При определении права на пенсию, согласно законодательству Сербии, учитывается страховой стаж. Чтобы претендовать на минимальную трудовую пенсию, необходим общий трудовой стаж не менее 25 лет. Почти все, как у нас. Но есть также значимые отличия.
В Сербии пенсионное обеспечение делится на обязательные (публичные) и добровольные (частные) пенсионные взносы. Имеется государственная, обязательная пенсионная система, основанная на солидарной модели. В неё включены почти все занятые граждане — сотрудники, предприниматели, фермеры, все наёмные работники, самозанятые, фермеры, если зарегистрированы официально, государственные служащие и т.д. На 2024–2025 год действует следующая ставка на обязательное пенсионное страхование: 25.5% от брутто-зарплаты.
Добровольные пенсионные взносы. И вот самое интересное, что привлекло азербайджанских чиновников – это частные накопительные пенсии, что является второй ступенью пенсионной системы, которые человек может оплачивать по желанию. Частные пенсионные накопления может вносить любой гражданин или иностранец с ВНЖ, имеющий доход;
работодатели могут вносить за работников (как льготу/бонус). Можно участвовать индивидуально или через коллективную схему.
Добровольные пенсии администрируются частными пенсионными фондами, находящимися под контролем Национального банка Сербии. Сумма и периодичность взносов определяются договором. Участник сам решает, сколько платить, а взносы можно получить обратно после 58 лет, или в случае инвалидности, или смерти вкладчика (родственниками). Преимуществом, которое дает добровольное пенсионное отчисление, можно назвать налоговые льготы. То есть взносы не облагаются налогом (до определённого лимита). Накопления инвестируются и клиент получает доход (хотя доход не гарантирован). Кроме того, можно наследовать средства.
Азербайджан на пути к созданию частных пенсионных фондов
В Азербайджане же продолжается работа над разработкой законодательной системы, которая позволит учредить тут частные пенсионные фонды. Уже даже подготовлен специальный законопроект, детали которого пока отказываются раскрывать в Фонде социальной защиты населения.
Между тем были озвучены предложения по передаче функций коммерческих пенсионных фондов частным страховым компаниям, мол, их система страхования жизни идентична системе пенсионных накоплений. Однако пока и это до конца не обговорено на уровне госструктур.
Не альтернатива, а лишь дополненение
Как прокомментировал Minval экономист Эльшад Мамедов, частные фонды могут существовать в Азербайджане лишь параллельно с Государственным фондом социальной защиты. Замена госфонда частными чревата большими рисками для вкладчиков. Люди могут выбрать частные фонды в дальнейшем, могут лишиться всех сбережений. Это лишь дополнительное место для инвестиции.
«Существует множество предложений относительно будущего частных пенсионных фондов. Некоторые считают, что они должны стать альтернативой государственному пенсионному фонду. Однако, на мой взгляд, это было бы ошибочным шагом. Управление пенсионными накоплениями — высокорисковая сфера, и далеко не все граждане обладают необходимыми финансовыми знаниями. Многие могут поддаться обещаниям высоких доходов, не осознавая всех рисков, и в итоге потерять свои сбережения. Поэтому, я убеждён, что частные пенсионные фонды должны рассматриваться не как альтернатива, а как дополнительный инструмент для долгосрочного накопления. Если у человека высокая заработная плата, он может позволить себе вложения в частный пенсионный фонд, но при этом необходимо проявлять осторожность, тщательно взвешивая возможные риски. Подвергать риску пенсионные сбережения — недопустимо», — говорит Мамедов.
Ни в коем случае нельзя допустить, чтобы частные пенсионные фонды начали активно привлекать средства населения, обещая высокие доходы. Международный опыт, включая ситуацию в России, показывает, насколько опасной может быть такая практика. Известны случаи, когда частные фонды попросту исчезали вместе с деньгами вкладчиков, оставляя людей без накоплений и без каких-либо гарантий.
В Азербайджане действует Государственный фонд социальной защиты, за которым стоит государство. Этот фонд ежегодно индексирует накопленный пенсионный капитал, что обеспечивает стабильность и предсказуемость. Это — государственные гарантии.
А в случае с частным фондом — кто будет отвечать за сохранность накоплений? Нет никаких гарантий, что через два-три года такой фонд не объявит себя банкротом. Уже было множество примеров, когда частные пенсионные фонды банкротились и исчезали, оставляя граждан без защиты, говорит эксперт.
Государство не может нести ответственность за деятельность частных фондов. Именно поэтому к этому вопросу необходимо подходить с максимальной осторожностью.