Видимо, увидев в лице России поддержку, министр финансов Кипра Михалис Саррис срочно вылетел в Москву на переговоры с министром финансов РФ Антоном Силуановым в надежде получить не только отсрочку по выплате уже полученного от России кредита, но и уговорить предоставить Кипру новый кредит в несколько миллиардов евро.
Российская сторона надежд киприотов не оправдала. Напомним, что в 2011 году Россия выдала Кипру кредит на пять лет размером в 2,5 млрд евро. Кипр попросил Россию о продлении кредита еще на пять лет и снижении процентной ставки, которая сейчас составляет 4,5%. Кипр также попросил Россию о выделении еще одного займа в размере пяти миллиардов евро.
Однозначного ответа от России Саррис не получил, зато ему дали понять, что вопрос о реструктуризации кипрского долга может быть решен положительно только в том случае, если страны Евросоюза будут координировать с Москвой свои действия по спасению экономики Кипра, где тысячи россиян держат свои средства.
Канцлер Германии Ангела Меркель, в свою очередь, заявляет, что Кипр должен вести переговоры о финансовой помощи только с тройкой международных кредиторов — Евросоюзом, Европейским центробанком и Международным валютным фондом. Евросоюз не хочет участия в деле третьих сторон.
После переговоров с российским коллегой Михалис Саррис заявил журналистам, что он намерен оставаться в Москве столько, сколько потребуется для достижения соглашения. «У нас состоялся откровенный обмен мнениями, – заявил Саррис после переговоров с министром финансов России Антоном Силуановым. – Мы будем продолжать переговоры в целях поиска решения и надеемся, что получим определенную поддержку».
У Сарриса остается небольшая надежда. Хотя о пролонгации российского кредита Кипру министры финансов двух стран не договорились, Россия все еще может финансово помочь Кипру, например, поучаствовав в приватизации банковского сектора или в разработке газового месторождения на шельфе.
Российские эксперты, однако, сомневаются, что доля в кипрских банках может быть продана по привлекательной цене, а вопрос участия России на шельфе требует времени на согласование, которого у Кипра нет.