В Армении продолжается правительственная чехарда. Со своими постами вслед за главой МИДа распрощались министр обороны Давид Тоноян, глава МЧС Феликс Цолакян и министр труда и социальных вопросов Заруи Батоян. Уже названы их преемники: на должность министра обороны Армении назначен Вагаршак Арутюнян, МЧС возглавил Андраник Пилоян, минсоцтруда – Месроп Аракелян.
Давид Тоноян, конечно, знаковая фигура. Напомним: он в мае 2015 года, будучи еще замглавы оборонного ведомства, рассуждал: «…Кто говорит, что созданный в 1994 году пояс безопасности при нынешнем уровне вооруженности Азербайджана достаточен для выполнения своей роли? Кто говорит, что сформированный вокруг «НКР» (здесь и далее кавычки наши — Ред.) пояс безопасности достаточен для нас? Чья это оценка? По нашей оценке, в нынешних условиях уровня вооруженности Азербайджана его уже недостаточно». То есть намекал на оккупацию новых азербайджанских земель. Дальнейшие события тоже известны: апрель 2016 года, вооруженная провокация Армении, «точечный» ответ Азербайджана и серия громких отставок в Ереване, включая военную верхушку. Давид Тоноян тогда покинул оборонное ведомство и возглавил МЧС. НА пост министра обороны его вернул уже Пашинян. И уже в марте 2019 года Тоноян вновь бряцал языком и провозглашал: «Как министр обороны я говорю, что формулу «территории в обмен на мир» я перефразировал в формулу «новая война — новые территории»», — то есть прямо обозначил курс на новый виток агрессии против Азербайджана и новые территориальные захваты. Что и закончилось новым — и уже далеко не «точечным» — разгромом Армении.
При таком «бэкграунде» теоретически отставка Давида Тонояна могла бы означать шанс на мир. Но лишь теоретически — потому как все эти надежды на мир и здравый смысл уничтожает выбор его преемника.
В Армении по поводу нового главы оборонного ведомства журналисты уже напоминают: в 1999-2000 гг. он уже занимал должность министра, обороны, не поладил с Робертом Кочаряном, который его даже разжаловал, потом, уже после «шашлычной революции», был восстановлен в звании и в августе 2020 года, то есть перед самой войной, был назначен главным советником премьера Никола Пашиняна.
Здесь можно, конечно, выискивать поводы для рассуждений, что, в отличие от своего предшественника, Вагаршак Арутюнян —фигура вполне промосковская, что его Армения даже пыталась протолкнуть на пост генсека ОДКБ после ареста Хачатурова, наконец, что у него весьма натянутые отношения с «карабахцами».
Но куда важнее другое. Судя по многим признакам, Вагаршак Арутюнян имеет самое прямое отношение к планам ракетных и артиллерийских ударов по азербайджанским городам, за что полностью заслуживает клейма военного преступника. В самом деле, еще в июле нынешнего года, перед тем, как занять пост советника Пашиняна, Вагаршак Арутюнян в одном из интервью хвастался: «Нам доступны (для удара — Minval.az) Баку, весь нефтяной комплекс, наши ударные силы способны разрушить экономический потенциал Азербайджана, который сконцентрирован в трех городах: Баку, Сумгаите, Кировабаде (Гяндже — Minval.az)…» Эти ли планы Арутюняна так высоко оценил Пашинян, что сделал его своим советником как раз накануне войны, можно только гадать. Но уже в начале октября, по горячим следам первого ракетного удара по Гяндже и обстрелов Тертера и Нафталана, Вагаршак Арутюнян открыто заявлял «на камеру»: «Сейчас мы выработали тактику нанесения ударов по артиллерии. А в дальнейшем наносим удары по мирным населенным пунктам, чтобы вызвать панику…»
А такой «бэкграунд» априори превращает назначение Вагаршака Арутюняна на пост министра обороны в знаковое событие.
Более того, МЧС, которое в Армении, судя по всему, выполняет еще и роль «кадрового резерва» для минобороны, возглавил генерал-майор Андраник Пилоян – кадровый военный, который до перевода в МЧС командовал 5-м армейским корпусом ВС Армении и получил звание «Национального героя Армении» по итогам боев в Товузе в июле нынешнего года. То есть, по сути дела, «ястребы», а вернее сказать, «грифы-стервятники», имеющие прямое отношение к подготовке и реализации той политики, которая и привела к срыву переговоров, нынешней 44-дневной войне, разгрому и капитуляции Армении, за небольшим исключением остаются на командных высотах. А это является еще одним — и весьма красноречивым — подтверждением: в Ереване вовсе не отказываются от планов «реванша» и новой войны.
А это значит, что Армению в ближайшее время может ждать еще одна военно-политическая катастрофа, и даже более тяжелая, чем та, что постигла ее по итогам нынешних 44 дней боев.
Нурани, политический обозреватель