Еще вчера мы надеялись, что карантин, объявленный в стране из-за вспышки эпидемии коронавируса, подходит к концу. Но надежды оказались не сколько тщетными, сколько преждевременными, так как ситуация с COVID-19 в стране разворачивается по худшему сценарию: из-за частичного смягчения карантина снова увеличилось количество заболевших, и согласно информации оперативного штаба, вполне вероятно, что карантин продлят и правила соблюдения мер ужесточат. Тем более, что в нашем сознании накрепко вбита печальная статистика смертей наших сограждан, вызванная разгулом COVID-19. К сожалению, этот скорбный список – с учетом обострившейся ситуации, может пополниться новыми жертвами.
О теме смертей во время эпидемии хочется поговорить особо, впрочем, также сделать акцент на всех прочих проявлениях активности общественной жизни. Да, мы не оговорились, ибо смерть, как говорится, именно часть жизни.
Моллы и молы остались без наших денег
С момента прихода коронавируса в Азербайджан прошло уже много времени, и за это время – согласно канцелярской статистике смертей – умерло довольно много человек (не считая погибших от COVID-19). Все они были оплаканы и похоронены – незаметно, тихо и без лишней сарданапаловой пышности. В принципе, согласно мусульманским учениям, так и должно быть: человек приходит в мир ни с чем, и уходит из него аналогично. Как известно, застолья в Исламе должны устраиваться по поводу радостных событий, но не горестных, а потому поминальная трапеза должна быть скромной. Поминальный обед мусульман не должен отвлекать от скорби в первые дни после кончины и напоминать о ней спустя сорок дней и кроме того, мусульманские поминки не должны финансово обременять семью усопшего и вынуждать их к излишним тратам. Но Баку – город контрастов: у нас и на свадьбы, и на похороны граждане просто обязаны тратиться по полной, потому что в противном случае «что люди скажут?». Парадокс, но так оно и есть. Во всяком случае, именно так и было до эпидемии. Но ковид–19 преподал отличный урок: хоронить можно скромно. И ведь хоронили, излишне служителей культа, не обогащая и на поминальные залы не затрачиваясь.
Но давайте от печальной темы перейдем к более приятной: шопинг. Молы, закрытые на время пандемии коронавируса, для многих стали откровением: оказывается, можно прожить, не поддаваясь злому демону маркетинга и не швыряя деньги пачками на совершенно ненужные вещи? Получается, можно. Понятно, что сотрудники молов терпят убыток, равно как и бизнесмены, эти магазины открывшие. Конечно же, согласно принципу, воздержание от трат одной семьей приводят к краху другой. Но нам-то что? Мы-то смогли сэкономить и воздержаться от лишней покупки! А если мы смогли это сделать во время пандемии, то сможем и любое время? Ведь стоит только начать, как говорится.
Кстати, во всем мире уже давно запущен новый тренд: коллекционируй не вещи, а впечатления, то есть, можно сыграть скромную свадьбу, а все собранные средства потратить на путешествие. То же самое касается и заработанных за год средств, вложенных не в расточительное транжирство, а в удачный и увлекательный отпуск. Тем более, что времена глобального дефицита остались далеко в советском времени, нет нужды ни в чем, разве что в деньгах. Но вот именно для того, чтобы нужды этой не было, иногда стоит вспоминать, как во время карантина мы все прекрасно обходились без излишеств. Получается, что все же можно прожить без пышных понтов? Получается, что можно. Но вот только поняли ли люди извлеченный урок?
На этот вопрос отвечает психолог Азад Исазаде, который начал с того, что первоначально место имели не понты, а элементарные удобства.
— Люди моего поколения подтвердят, что проводить поминки и свадьбы в советское время было довольно-таки проблематично. Я помню всего несколько достойных залов, в которых можно было провести торжества: это «Дворец счастья», в котором можно было разместить максимум 150-200 человек, и еще рестораны при гостиницах – «Новый Интурист», «Старый Интурист», Абшерон. И потому проведение мероприятий вне этих мест превращалось в довольно сложный и муторный процесс: в одном месте надо было найти палатку для поминок, в другом месте в прокат брали стулья, в третьем – в прокат брали тарелки, которые поднимали домой и дома женщины их мыли, потом этими тарелками сервировали столы в палатках. Сегодня же на таких процессах человек освобожден полностью от всякой физической работы: палатки и прочие атрибуты для поминок привозит машина, рабочие все расставляют, тело усопшего забирает машина, приехавшая из мечети. А проведение 3-го и 40-дня в «мярасим залы» позволяет принять гораздо больше людей, желающих почтить память умершего и выразить родственникам соболезнования. Как видите, удобства. И когда мы привыкли к столь удобному образу жизни, вот тут уже начали светиться понты: снимаются огромные залы с более дорогой и качественной кухней. В период моей молодости на поминальные столы никогда не клались конфеты и фрукты, только лимон, халва и сахар, в качестве поминального обеда одно блюдо, а к нему — помидоры, огурцы и сыр с хлебом. Сегодня мы можем наблюдать, что в качестве поминального обеда дают по две-три перемены блюд, кроме того, значительно расширился ассортимент поминального чайного стола.
А тот вид поминок, который сегодня актуален из-за эпидемии, на самом деле нивелировал истинную задачу, суть самого мероприятия: близкие родственники и друзья приходят домой к умершему и помогают членам семьи умершего не остаться одним в этот тяжелый день. Ведь не зря издревле существует традиция до 7-го дня двери в квартире умершего держать открытыми, все могут прийти и каждый, кто приходит почтить память, приносит с собой чай и сахар. Да, были чисто бытовые неудобства, но те, кто приходил поминать, сами же и помогали хозяевам дома, занимали их, отвлекали от грустных мыслей. Горе постепенно отходило под наплывом быта. Да, современные поминки освободили нас от физических нагрузок, но оставили внутри пустоту, так как мы возвращаемся в пустой дом, где уже нет дружеской поддержки, так как все друзья и родственники уже поели плов в поминальном зале и разошлись по своим делам.
Коронавирус свел на нет многие моменты. И оказалось, что и мы можем жить тихо и скромно, обходиться без всего этого в течение двух месяцев: обходиться без пышных свадеб, без грандиозных поминок, и сужать круг этих мероприятий до уровня самых близких людей – как, собственно, и должно быть. Кстати, я даже слышал о так называемых онлайн-свадьбах в нашей стране во время карантина. Я очень надеюсь, что после отмены карантина свадебные торжества и поминки будут восстановлены одними из последних, причем, очень надеюсь на то, что восстановлены они будут с определенными ограничениями. А вот вернемся мы к старой жизни или нет – уже покажет время. Как правило, жизнь показывает, что мы не умеем учиться на своих ошибках. А пора бы научиться.
Во-вторых, мы должны учитывать такой момент: все эти «шадлыг еви», «мярасим залы» – это чей-то бизнес, который простаивая несет колоссальные убытки, и естественно хозяева этого бизнеса захотят опять раскрутиться, и в их интересах будет лоббировать докоронавирусный образ общественного мышления – «рисовки», понтов. Понятно, что это бизнес-интересы: вложены деньги, их нужно как можно скорее окупить, восстановить доходы. Но я все же думаю, что для основной массы населения все эти запреты помогли избавиться от необходимости проведения помпезных свадеб и поминок. Не думаю, что те, кто проводил такие помпезные мероприятия, были очень довольны. Здесь срабатывало наше подсознание: Ахмед сделал, и я сделаю не хуже. И дай Бог, чтобы общество наше благодаря урокам, преподнесенным COVID-19, наконец-то поняло главное: да, карантин скоро снимут, но определенные рекомендации будут еще долго задействованы во всех сферах нашей жизни, и потому у всех граждан страны есть шанс перевести все эти помпезные мероприятия в разряд более скромных, малочисленных. Кроме того, коронавирус сыграл на руку молодежи. Молодожены как правило не хотят помпезных свадеб с приглашением всех родственников из различных районов страны, в том числе и тех, с кем годами не встречаются и даже не созваниваются. Все это хотят их родители. Мне неоднократно приходилось сталкиваться с этими вопросами в предсвадебных консультациях. Молодые просят поддержки, дескать, объясните нашим родителям, чего мы хотим. На этой почве часто возникают недоразумения, конфликты. Ка я уже сказал, коронавирус дает молодоженам определенный карт-бланш, который будет прекрасно работать: мы не хотим заболеть, мы не хотим, чтобы заболели наши друзья и родственники. И это очень весомый аргумент, который поможет убрать всю ненужную блестящую мишуру и оставить сам смысл мероприятия.
Яна Мадатова