Дом, который построил дед: в Баку варварски разрушается родовое гнездо интеллигенции

Дом, который построил дед: в Баку варварски разрушается родовое гнездо интеллигенции

Дом, который построил дед: в Баку варварски разрушается родовое гнездо интеллигенции

Каким прекрасным становится Баку! Именно эту фразу довольно часто можно читать в социальных сетях. Так сказать, отзывы восторженных гостей столицы, которые наверняка не в курсе, какой ценой дается эта самая красота (порой, кстати, довольно сомнительная, хотя есть люди, которые без ума от «творчества» Малевича). С тем фактом, что центр Баку сейчас реконструируется и территорию действительно не узнать – мы согласны, и даже привыкли к кочующим из района в район людям, вынужденным менять географию во имя Генплана (если таковой имеется) и Госпроекта по реконструкции Баку. Конечно же, многие жители центра от смены места жительства только выиграли, ибо смогли купить себе квартиры более благоустроенные. Многие открыто благодарили главу государства Ильхама Алиева, что он своим распоряжением о сносе жилого массива «Советской» помог очень многим гражданам, проживающим в столице.

Но не все так прекрасно в «королевстве Датском» (да простят автора читатели за язвительное словоблудие), ибо под грифом «госпроекта» по-прежнему работают частники, надежно прикрытые чьей-то очень волосатой лапой. Только вот чьей? Сия тайна велика есть, как говорят махровые классики.

«А не уйдете по-хорошему – спущу на вас Зульфяли!»

Пару недель назад автор этих строк приехал по срочному звонку в старинный особняк, находящийся (пока еще) по адресу ул. Д. Алиевой, 141.  Зрелище удручающее – от некогда красивого добротного особняка, расположенного в самом центре столицы, осталась только оболочка, а роскошные квартиры, где вот уже более ста лет до недавнего времени проживали представители бакинской интеллигенции, сегодня представляют собой жалкое зрелище, хотя жители этих квартир пытаются хоть как-то бороться и сохранить красоту, созданную когда-то их именитыми предками. Кстати, дом №141 по ул. Д. Алиевой – это не просто вычеркнутый из списка живых нахалстрой, а старинный особняк, охраняемый государством, и этот факт подтвержден Министерством культуры. Даже охранная грамота в Министерстве имеется.

В принципе, с охранной грамоты все и началось: когда 7 лет назад к жильцам дома стали приходить сначала засланцы от «застройщика по госзаказу», жильцы, вняв гласу разума (благо город застраивается новыми зданиями и пример – ул. Физули на тот момент была еще слишком свежа), стали упаковывать вещи, чтобы Госплану не мешать. А затем жильцы выяснили, что желающие снести территорию вовсе не представители госпроекта, а частники. И уходить отказались.

Года два-три назад, объявилась и сама заказчица – некая Тамилла Ибрагимова – заправила в строительной компании  ЖСК F&F. Не успев появиться, она сходу начала стращать граждан «разрешением, выданным в ИВ Баку на снос территории». Но жильцы дома №141 не особо-то и напрягались, ведь, согласно законам страны, здания, охраняемые государством, под снос не идут.

«Деловое» предложение Т. Ибрагимовой согласиться на сумму в 1500 манатов никого из жильцов не вдохновило, благо строит частник, а не госструктура, а потому жильцы имеют полное право самостоятельно оценивать свое недвижимое имущество и называть свои цены.

Видя, что вариант с «компенсациями» не сработал, застройщица предложила другой вариант. «Я буду строить дом, в котором вы получите квартиры через пару-тройку лет». Естественно, жильцы дома 141 наотрез отказались, хотя и сделали встречное предложение: недалеко уже практически закончено строительство элитной новостройки, в которой квадратный метр жилья стоит порядка 3,5-4000 манатов. «Заплатите нам по квадратуре аналогичную цену, и мы уйдем», – сказали люди. Но не тут-то было: хитроумная (на самом деле мы несколько перефразировали данный термин) застройщица, видимо понимая, что охраняемый дом просто так захватить не удастся, быстренько выселила жителей домов, построенных впритык к дому 141, и начала рыть громадный котлован, где и был заложен фундамент ее уродливого «детища» из стекла и металла. «Если вы не уйдете добровольно, я натравлю на вас Зульфяли, и он вас вышвырнет», – пригрозила напоследок Т. Ибрагимова.

Дом, который построил дед: в Баку варварски разрушается родовое гнездо интеллигенции

Сказано – сделано. Стройка интенсивно разворачивалась, и в результате фундамент дома №141 попросту «поехал» (чего и добивалась Т. Ибрагимова). Апокалипсис для жильцов старинного особняка начался 13 ноября 2017 года.

В итоге оползня почвы из-за рытья котлована были повреждены несущие конструкции здания, вследствие чего фасад дома частично обрушился. Несколько квартир были серьезно повреждены. Кроме того, в результате инцидента пострадал трехлетний ребенок. Прибывшие на место происшествия представители МЧС, исполнительной власти Насиминского района, сотрудники полиции и коммунальных служб объявили жильцам, что дом находится в аварийном состоянии.

Жильцы дома временно расселились у своих родственников, ожидая своей дальнейшей участи. Некоторые квартиры в доме были опечатаны, а коммунальные службы прекратили подачу в дом света, газа и воды.

«Ломать ваш дом мне разрешило государство!»

Далее все разворачивается по весьма интересному (и неожиданному) сценарию. Жители подали в Насиминский суд на руководство ЖСК «F&F», в результате слушаний суд постановил: коль здание охраняется государством, Т. Ибрагимова обязана реставрировать здание за свой счет и отремонтировать пострадавшие квартиры жильцов.

Алескерова Мушкиназ, супруга профессора, доктора технических наук Алескерова Фаига рассказала, что решение суда не охладило пыла Т. Ибрагимовой, которая заявила, что 200-300 тысяч манатов, которые она потратит на реставрацию – гроши, не представляющие для нее серьезного материального ущерба.

– Понимаете, по началу мы думали, что все будет хорошо, потому что понимаем: эта линия улицы должна сноситься в связи с Генпланом. Но затем мы выяснили, что сносит нас отнюдь не государство. А потому мы, жители дома №141, имеем право требовать обеспечением нас жильем, находящемся на расстоянии 200 метров от своего старого дома. Если же частники не могут обеспечить нас таким жильем, то они обязаны выплатить нам компенсацию той суммы, которую мы назовем сами. Но похоже, Т. Ибрагимова плевать хотела и на нас, и на наши требования: эта женщина на все наши упреки заявляла, что «за это место она заплатила в ИВ Баку немалые деньги и государство разрешило ей ломать». Конечно же, мы в это не верили, так как уважаемый господин президент наоборот открыто заявлял о том, что застройщики территорий с гражданами, у которых территория отчуждается, должны разговаривать в индивидуальном порядке, никого не обижать, и прав ничьих не нарушать. Но Т. Ибрагимова мало того, что саботирует распоряжение главы государства, она еще наглейшим образом прикрывается его именем как щитом для того, чтобы безнаказанно творить безобразия! Мы не верим, что господин президент позволил лично Т. Ибрагимовой выкидывать нас из своих домов – да еще и без выплаты нам компенсаций за наше жилье.

13 октября 2017 года, когда по вине этой женщины обвалилась стена нашего дома, сотрудник ИВ Зульфяли Исмаилов (известный своей жестокостью и лицемерием чиновник, лично вышвыривавший людей из домов с момента самого первого сноса в столице) пригнал грузовые машины, вытаскивал жильцов чуть ли не за шкирку. Мы не хотели уходить, потому что все знали – идем по сути в никуда. Но уйти все же пришлось.

3 месяца мы оставались кто где – у родственников, на даче. Через какое-то время моя золовка Фарида ханум сказала: раз дом не обрушился – я возвращаюсь в родные стены. Что же я буду на старости лет по родственникам жить? Но когда она пришла, то выяснилось, что Зульфяли поменял замок в ее квартире. Ключ, конечно же, удалось найти, но в каком виде была ее квартира!

Зульфяли похвалялся, что он выселял Баилово и другие районы города, а потому и нас ему выселить – сущие пустяки. При этом он вытаскивал из карманов пачки сотенных купюр. Мы смотрели и думали: вот когда человек деньги увидел. А, тем не менее, дом, который он и его хозяйка так стремятся поскорее снести, строил Алескеров Гаджи Таги, меценат, который кормил всех голодных, раздавал деньги неимущим, с каждой своей сделки выделял для бедняков часть прибыли. А его двоюродный брат – Мамед Ханифя в 1917 во время армянской резни, спас всех жителей Ичеришехер.

Дом, который построил дед: в Баку варварски разрушается родовое гнездо интеллигенции

Да, этот дом строил наш дед, который во главу угла ставил не накопительство, а добро, благотворительность и семейные ценности.

Конечно же, Т. Ибрагимова (в прошлом, кстати, журналистка) далеко не нищая. А мы, потомки своих богатых предков, сидим на обломках дома, который вот-вот упадет по вине этой самой «застройщицы». Но в угоду Т. Ибрагимовой мы отсюда никуда не уйдем. Она – частник, а не представитель госструктуры, и она не имеет предлагать нам оплату за наши квадраты в размере 1500 манатов, благо наши квартиры стоят намного больше.

«Департамент по борьбе с коррупцией» коррупции не выявил

Согласно решению суда, Т. Ибрагимова обязана не только восстановить (реставрировать) дом, но и выплатить жителям, чьи квартиры пострадали, компенсации: Фариде ханум – 11 тысяч манатов, а нам с мужем – 4,5 тысячи манатов. Сумма на самом деле смехотворная, особенно если учесть, как дорого сейчас стоят стройматериалы и услуги по ремонту, а также если учесть размер разрушений. Но, так или иначе, по сей день ни копейки мы не увидели от Т. Ибрагимовой. Получается, что решение суда для нее ничего не значит? Дальше – больше. Мы продолжаем писать во все инстанции, и вот к нам поступает звонок из Департамента по борьбе с коррупцией. Мы говорим с прокурором из этого ведомства, который гневливо грозит наказать Т. Ибрагимову за самоуправство и бесчинства. Он же обещает прислать свою комиссию, которая ознакомится с положением дел. И добавляет, что если суд оценил ущерб, причиненный нашему дому Т. Ибрагимовой в малую сумму, то компенсацию нам в разы прибавят.

Кроме того, прокурором было упомянуто также и об указании «свыше» открыть на Т. Ибрагимову уголовное дело.

Мы, конечно же, обрадовались, но как видите – рано. Через какое-то время этот самый прокурор (видимо, получив указание «сверху») вызвал нас и посоветовал «договориться» с Т. Ибрагимовой. То есть, как вы понимаете, все переиграли. Но с чьей помощью, по чьему звонку – непонятно. А о чем нам договариваться с этой женщиной? О реставрации? О компенсации? Она нас не слышит! Во всех инстанциях, где была Т. Ибрагимова, она заявляет одну-единственную фразу: «Я предлагаю жильцам деньги, а они не берут». А тем не менее, моя золовка Фарида ханум, чья общая сумма за квартиру (если считать исходя из суммы 1500 манатов за кв.м.) составляет 180 тысяч манатов, сказала Т. Ибрагимовой: «Я соглашусь, пожалуй, куплю себе квартиру где-нибудь, не мыкаться же по родственникам до конца своих дней, все же мне 85 лет!». Т. Ибрагимова заявила, что это прекрасное решение и она «будет ждать Фариду ханум в 4 часа сегодня».

И вот с тех самых пор прошло уже много недель, много месяцев. Но нет ни денег, ни действий. Получается, что она нагло лжет правоохранительным органам, а они ей верят? Кроме того, Т. Ибрагимова апеллирует тем, что у нее, якобы «онкология». И что теперь? Получается, из-за того, что у нее «онкология» мы все должны отдать ей свои квартиры по бросовым ценам?

К нам приходило в течение этих лет много комиссий: из МЧС, из Министерства культуры, из ИВ – по многу раз. Все смотрят, говорят, что да, квартиры в ужасном состоянии, нуждаются в ремонте. Все эти комиссии говорят одно: дом будут восстанавливать. И вроде бы эти комиссии оценили все расходы на реставрацию в сумму 300 тысяч манатов. В последний раз о реставрации дома было сказано три месяца назад. До этого очередная комиссия вынесла решение восстановить дом до Нового года (только не уточнили, до какого именно).

Справка:

Квартира Фариды Гаджиевой (1934 г.р., золовка Мушкиназ ханум) разрушена до основания: выбиты окна и двери, газовые и водяные трубы отсутствуют. Из стен «с мясом» выдернуты провода, от полов не осталось практически ничего, даже лаги в некоторых комнатах утащили. Присужденных судом 11 тысяч манатов навряд ли хватит на восстановление квартиры – некогда уютной и комфортабельной.

В квартире профессора Ф. Алескерова стены пошли трещинами, в зале на потолке зияет огромная дыра, просели двери и рамы. Из-за повреждения трубопровода в квартире отсырели стены. А ведь этой огромной и некогда роскошной квартирой восхищались гости, прибывшие из Великобритании. «Неужели в вашей стране есть те, кто решится уничтожить такую красоту? Этого не может быть!» – вот их доподлинные слова.

С этого самого момента автору этих строк необходимо вернуться к самой первой фразе, с которой собственно, все и начиналось: каким прекрасным становится Баку. Именно эту фразу довольно часто можно читать в социальных сетях. Так сказать, отзывы восторженных гостей столицы, которые наверняка не в курсе, какой ценой дается эта самая красота (порой, кстати, довольно сомнительная, хотя есть люди, которые без ума от «творчества» Малевича).

P.S: Мы не понимаем, почему молчит закон, который, якобы, в нашей стране для всех одинаков. Но как видите – не для всех. Достаточно вспомнить один только крохотный пример беззакония: жителям острова Пираллахи – за просрочку выплат (согласно решениям суда, купленного ростовщиками Алекперовыми) из ИВ приносят квитанции о сумасшедших штрафах. А не заплатишь – посадят за решетку (хотя согласно нашему же законодательству за долги в тюрьмы не бросают). Тогда у нас напрашивается вопрос: почему Т. Ибрагимова, разрушающая злостно и целенаправленно особняк, охраняемый государством, ни за что не отвечает – ни перед законом, ни перед людьми? Почему ее не принуждают к выплате штрафов? Почему ее не сажают за решетку – за неисполнение решения суда?

Есть еще один вопрос: кто в данном случае «косячит»? Прокуратура или ИВ Баку? Кто является покровителем этой женщины? И почему со всех сторон правые жители дома №141 никак не могут добиться справедливости ни в одном из этих госорганов, равно как и других? Почему не доходят письма и жалобы до главы государства? И почему до сих пор в стране, где главенствующим документом является Конституция, в которой говорится о священности и неприкосновенности частной собственности, нет ни порядка, ни справедливости, а у госчиновников, покрывающих воров и преступников за деньги – ни чести, ни совести?

Мы не смогли связаться с Тамиллой Ибрагимовой и другими представителями ЖСК «F&F». Редакция готова выслушать и опубликовать позицию вышеуказанных лиц.

Яна Мадатова

Теги:
Из этой рубрики