Абдуррахман Фаталибейли Дуденгинский был родом из Шарурского района, что в Нахчыване. Он родился 12 июня 1908 года в селении Дуденге. Его отец, Али бек Фаталибейли, будучи беком селений Дуденге и Зейве, являлся одним из самых уважаемых и известных людей. Во времена Российской империи он служил в приграничных частях Туркестана и Иреванской губернии.
Абдуррахману было всего два года, когда его отец был так трагически убит. Он с юных лет пошел в армию, окончил Тифлисскую пехотную школу, стал офицером азербайджанской дивизии. В 1935-1936 годах с целью получения образования был отправлен в Московскую военную академию. Через год женился на Лейли ханум Газыевой. Спустя некоторое время вместе с женой и тещей он переезжает в Ленинград (нынешний Санкт-Петербург), где они находились до 1940 года. Здесь же у них рождается сын Али.
А.Фаталибейли в 1939 году принимал участие в войне с Финляндией, был награжден орденом «Красной Звезды». Некоторое время являлся начальником 6-го отдела военного штаба Ленинградского округа. После того, как в 1940 году советская армия оккупировала прибалтийские республики, А.Фаталибейли был отправлен в военную часть, находившуюся в Риге, где попал в плен к немцам.
Великий идеолог Азербайджанского национально-освободительного движения М.Э.Расулзаде высоко ценил А.Фаталибейли. Вспоминал первую встречу с ним: «Познакомился с одним интересным, понятливым солдатом. Он был удовлетворен, услышав от меня идеи основ национальной борьбы. Азербайджанский национальный комитет ничего не смог объяснить немцам о своих намерениях. Гитлер твердил, что не желает видеть никакого комитета. В итоге он приказывает создать «Персонал связи», который поможет поддерживать связь легионеров со штабами армий. Главой азербайджанского персонала был назначен покойный А.Фаталибейли».
Вскоре майор А.Фаталибейли переходит на сторону немцев в надежде на то, что в случае победы Германии будет восстановлена независимость Азербайджана. Он приложил немало усилий для формирования азербайджанских воинских частей.
О героизме, храбрости А.Фаталибейли легионер Шамиль Атабек писал: «Начиная с 1942 года, А.Фаталибейли вместе с легионерами находился на фронте. Вскоре героизм находящихся под его командованием легионеров начал восхищать немцев» (7, стр. 61-62). Батальоны NN 805, 806, 807, 816, 818, 819, 1/111, 2/111 и 370 действовали на Кавказе, Украине, в Крыму, Белоруссии и Польше. Второй азербайджанский батальон Соединения особого назначения «Бергман» (Горец) сражался на Кавказе, Перекопе и в Польше, а ССовская (не имевшая отношения к Кавказскому соединению СС) часть под командованием майора Исмаила Акбера — в районе реки Миуса и под Таганрогом. Азербайджанский полк под командованием Исрафилбея, входивший в состав Кавказского соединения СС, не участвовал в сражениях, так как находился в стадии формирования. До назначения на эту должность Исрафилбей в мае-сентябре 1943 г. являлся командиром 314-го пехотного полка 162-й тюркской пехотной дивизии. С сентября 1943 г. дивизия была направлена в Словению, затем в Италию для борьбы с партизанами.
В целях усиления морально-боевого духа солдат азербайджанского легиона каждому батальону были присвоены национальные имена:
804-й пехотный батальон — «Аслан» (Лев)
806-й батальон — «Игит» (Храбрый)
819-й — «Джавад Хан» (имя национального героя)
1/111-й — «Донмез» (Неотступный)
2/111-й — «Горхмаз» (Бесстрашный) и т. д.
Сразу же, наряду со своей текущей работой, штаб предъявил первые политические требования:
1) Восстановление знамени Азербайджана (здесь оспаривалось право Германии вносить изменения в знамя другого государства).
2) Восстановление национального имени (доказывалось, что национальности «азербайджанцев» нет, а есть «азери-тюрк». Германское правительство, заставляя нас называться «азербайджанцами», продолжает политику Сталина).
3) В текст присяги требовалось добавить все приказы Верховного Главнокомандующего Германской Армией в деле борьбы за независимость своей Родины.
Созыв в Берлине Азербайджанского Курултая при посредничестве азербайджанского Меджлиса Национального Единства состоялся с 6 по 11 ноября 1943 года. А.Фаталибейли сыграл огромную роль в проведении этого Курултая, где он выступил с докладом.
Сразу же после Курултая Германскому правительству были предъявлены требования депутатов:
1) Признание независимости Азербайджана.
2) Объединение всех азербайджанских частей в единую национально-освободительную армию.
3) Создание отдельных лазаретов для больных и раненых.
4) Открытие домов отдыха для солдат азери-тюрков.
5) Уравнение азербайджанских солдат в правах с немецкими (форма, знаки, оплата, снабжение и т.д.).
6) Освобождение всех азери-тюрков из лагерей военнопленных и представление им возможности трудиться или по доброму желанию вступать в легион.
В итоге, в отличие от легионеров других национальностей, азербайджанцы первыми провели свой Курултай.
Но, поражение Германии уже было предначертано. К окончанию войны, чтобы не попасть в руки советских воинских частей, при посредничестве А.Фаталибейли началось перемещение азербайджанских легионеров с Восточного фронта на Южный и Западный, а спустя некоторое время в Италию, которая считалась наиболее спокойной зоной. После капитуляции Германии 9 мая 1945 года судьба легионеров оставалась под вопросом. Они старались оставаться на стороне союзников, не желая сдаваться советским воинским частям.
Советские пропагандисты всячески стремились создать конфликт между офицерами и солдатами легионов. Они старались убедить легионеров в том, что, несмотря ни на какие проделки, все обычные солдаты будут прощены. Но легионеры этому особого внимания не уделяли. Судьба добровольно сдавшихся уже была известна. К примеру, офицер, служивший в армии Власова, затем со своей частью вернувшийся в Красную армию, был расстрелян на глазах своих солдат. Те, кто, испугавшись, попытались бежать, были уничтожены очередями из пулеметов. Самого же бывшего генерала Советской армии Власова расстреляли в 1946 году.
Завершение войны ставило под сомнение судьбы и азербайджанских легионеров. Во главе с А.Фаталибейли одна часть азербайджанских легионеров находилась на севере Италии под контролем англичан и в любую минуту они могли быть переданы Советской армии. Их спасением и расселением в различных странах в основном занимались М.Э.Расулзаде и А.Фаталибейли. Эту работу М.Э.Расулзаде продолжал в Мюнхене в Германии, А.Фаталибейли — в Риме.
Послевоенная жизнь для майора А.Фаталибейли и других легионеров стала тяжелой. После неимоверных усилий ему удалось выйти из подчинения англичан. Пробыв год в Италии, два года он жил в Египте, а затем отправился в Западную Германию. Пару месяцев провел в Турции и снова вернулся в Мюнхен.
Необходимо указать, что майор А.Фаталибейли, находясь под контролем англичан в Италии, написал письмо премьер-министру Англии Клементу Эттли. В этом письме он сообщал о скором ухудшении отношений между Советским правительством и Западом. В итоге это письмо стало своего рода началом «холодной войны». (Стоит указать, что всего за 18 дней до написания этого письма Черчилль, выступив в Фултоне, объявил о начале «холодной войны» против СССР.) К сожалению, письмо, в котором затрагивались серьезные проблемы, осталось без ответа.
После Второй мировой войны азербайджанские легионеры начали свою деятельность в определенных структурах, находящихся под руководством М.Э.Расулзаде в Турции и А.Фаталибейли — в Германии.
В 1953 году начала свою деятельность азербайджанская редакция радиостанции «Гуртулуш». Главным редактором Азербайджанской редакции был назначен А.Фаталибейли. С первого дня деятельности радиостанции он начал готовить передачи, направленные против политики Советского Союза. В июне 1953 года А.Фаталибейли выступил в эфире с текстом: «Говорит радиостанция «Азадлыг». Дорогие соотечественники! Вы слышите наш голос из свободного мира. Послушайте нашу передачу на тему «Правда о Турции» из серии «Советский империализм». После Второй мировой войны все старания Советского Союза «мирным путем завоевать» Турцию потерпели неудачу. Турция смогла отвергнуть все циничные требования Кремля, смогла устоять перед давлением СССР и тем самым оказала огромную услугу свободному миру в сохранении свободы и демократии. После этого Кремль начал вести невиданную антитюркскую кампанию». А.Фаталибейли передачу завершил такими словами: «Но эти коварные подходы напрасны. Демократия, являясь судьей, приговорила коммунизм и советский империализм к смерти. Свободные народы, народы, угнетенные Советами приведут этот приговор к исполнению, и будет создан единый, свободный мир».
Необходимо указать, что активность эмигрантов и легионеров в 1950-х годах начала серьезно беспокоить советское правительство. Оно не раз пыталось устранить всех, кто боролся, выступал против идеологии коммунизма. В осуществлении этих замыслов огромную роль сыграл Комитет государственной безопасности, который имел не малый опыт в решение таких проблем. Этот орган был создан в декабре 1917 года, основным направлением которого был поиск «внутренних врагов». Именно за счет активности этой организации 20 ноября 1954 года в Мюнхене в квартире, находящейся на площади «Алпенплате-6», был убит главный редактор Азербайджанской редакции радио «Азадлыг» А.Фаталибейли-Дуденгинский.
А.Фаталибейли был похоронен в городе Нео-Ульм, а за могилой его до сих пор ухаживают политэмигранты из Азербайджана, уже нового поколения. Что касается его жены, Лейлы ханум Казиевой, и сына Алибея, то мы обладаем единственной информацией о том, что заменивший Фаталибейли на посту шефа Азербайджанской редакции Исмаил Акбер направил письмо с просьбой оказания помощи жене и сыну Фаталибейли вице-президенту Американского комитета в Европе Роберту Келли, но помощь от американцев не поступила.
Насиман Ягублу, доктор исторических наук