28 декабря президент подписал ожидаемое распоряжение о помиловании. Но в списке не оказалось имен политзаключенных!
На собрании Милли Меджлиса на прошлой неделе спикер Огтай Асадов анонсировал такой исход. Он говорил, что такие, как Крис Смит не дают Азербайджану решить проблему заключенных. Цитата: «Ожидается, что в этом году 31 декабря будет подписано распоряжение о помиловании. Этим они специально хотят, чтобы кто-то не попал в этот список. Отныне они намерены использовать это против Азербайджана».
Логика заключается в том, что представленный в Конгресс США законопроект конгрессмена Криса Смита, предусматривающий введение санкций против высокопоставленных чиновников Азербайджана, бросает вызов властям. Впервые в истории Америка обсуждает в виде закона введение санкций против официальных лиц Азербайджана. Поставлены условия во избежание этого. Главным условием является освобождение лиц, которых Запад считает политзаключенными и узниками совести, общественно-политических активистов. Власти Азербайджана, в особенности президент, не любит подобного давления. Каждый раз, когда появляется подобное давление со стороны западных столиц, он оказывает сопротиваление.
На этот раз произошло тоже самое. Это можно было понять из слов Огтая Асадова и других провластных лиц. Власти Азербайджана избрали тактику против давления и требований западных стран, видно они не намерены ее нарушать.
Журналист Musavat.com поинтересовался мнением членов Комиссии по вопросам помилования и провластных депутатов. Их мнение подтверждает написанное в статье: все они полагают, что если бы Крис Смит не представил в Конгресс этот законопроект, если бы не было этого давления со стороны Вашингтона, то Тофиг Ягублу, Хадиджа Исмаилова, Рауф Миркадыров и другие вышли бы на свободу (их бы выпустили на свободу из зала суда, как Юнусов). Но этого не произошло.
Это означает, что власти Азербайджана во главе с Алиевым приглашают Америку ввести санкции и показывают, что не боятся этого. Уже с завтрашнего дня в западных столицах будут проявлять более жесткую и резкую позицию в отношении азербайджанских властей. Ведь тут дело принципа всего Запада, во главе с Америкой.
Власти Азербайджана, несмотря на финансово-экономический кризис, не считаются силой, которая может легко поддаться. Наглядным примером является представление в Милли Меджлис законопроекта, предусматривающего введение санкций против США.
Отметим, что в список о помиловании вошли 210 человек. От отбывания оставшейся части срока освобождены 198 человек, приговоренных к лишению свободы, отбывания оставшейся части исправительных работ — 3 и от наказания в виде штрафа — 9 человек. Эксперты прокомментировали распоряжение о помиловании.
Депутат, член Комиссии по вопросам помилования Азай Гулиев: «Господин президент подписал ожидаемое распоряжение о помиловании, 210 человек освобождены от отбывания оставшейся части наказания. Я выражаю господину президенту благодарность за это гуманное решение и поздравляю помилованных».
Эксперт Шахин Джафарлы оценил распоряжение о помиловании следующим образом: «Распоряжение о помиловании значит официальное приглашение на введение санкций. Это упрямство и конфронтация плохо кончатся».
Руководитель Центра национальной стратегической мысли Иса Гамбар написал на своей странице в Фейсбук: «Стало известно число помилованных, список тоже обнародован, поздравляю помилованных. Но с политической точки зрения качество нулевое».
Эксперт Арастун Оруджлу считает, что это могло предотвратить введение санкций против нашей страны:
«Помилование хотя бы части политзаключенных могло бы предотвратить введение санкций против нашей страны, но в подписанном Ильхамом Алиевым списке нет ни одного из них, к тому же осужден на 6 лет Рауф Миркадыров, арестованный по сфабрикованным бывшим руководством МНБ обвинениям».
Член Комиссии по вопросам помилования, депутат Малахат Ибрагимгызы сообщила, что она высоко оценивает распоряжение о помиловании:
«Я еще несколько дней тому назад говорила, что на днях господин президент Ильхам Алиев обрадует нас. Так и произошло, помилованы 210 заключенных, которые воссоединились со своими семьями. Сколько обрадовалось семей и их родных. Это распоряжение дало этим людям шанс исправиться. Я уверена, что помилованные и их семьи будут очень рады. Это распоряжение будет оценено еще выше, чем предыдущие. Я желаю, чтобы эти заключенные вели наполненный смыслом, правильный образ жизни, чтобы не допускали ошибок в будущем. Пусть они живут правильно и восполнять все пробелы в своей жизни».
М.Ибрагимгызы выразила свое отношения и к тому, что в список не вошли имена политзаключенных:
«Я не знаю, кого имеют ввиду те, кто говорят это и правозащитники. Не знаю под какой призмой они рассматривают их, под каким углом смотрят на это? Комиссия по вопросам помилования и ее председатель рассматривает этот вопрос только с точки зрения заключенных. До сих пор ни в одной международной организации не могут дать определение понятию политзаключенный, правильно описать его. Этим оказывают давление на Азербайджан. Совершившим преступление людям дают шанс, чтобы встать на путь истинный, исправится. Для этого президент прощает их. Те, кто выдвигает на передний план вопрос политзаключенных называют таковыми тех, кто предал государство? Я не признаю понятия политзаключенного. Речь идет о помиловании раскаявшегося, признающего свой грех, желающего выйти на свободу человека. Говорящие о политзаключенных превращают помилование и списки о помиловании в политические торги. Помилованы 210 человек, вместо того, чтобы оценить этот шаг, находятся еще и недовольные. Получается, что они занимаются политическими торгами и манипуляциями».
Правозащитница Мирвари Гахраманлы прокомментировала распоряжение о помиловании следующим образом:
«Я много раз говорила об этом, может международным организациям следует изменить время и стиль своих заявлений? Мы много раз просили об этом на встречах с ними, даже указывали на механизм. Неужели правительство должно было заставить людей пережить очередной стресс перед Новым годом на фоне остальных стрессов – трагедии в море, девальвации и т.д.? Я поздравляю всех помилованных и их семьи. Можно заранее прогнозировать, это мысли, но имена называть нельзя. Правозащитники сделали все возможное и даже больше, чтобы политзаключенные вышли на свободу. Причин непопадания политзаключенных в список о помиловании может быть множество. Одна их них – призыв международных организаций к санкциям. Как будто какая-то сильная рука в стране старается нанести ущерб ее имиджу».