«Только Россия не позволяет Азербайджану развернуть масштабные боевые действия в Карабахе»

«Только Россия не позволяет Азербайджану развернуть масштабные боевые действия в Карабахе»

«Только Россия не позволяет Азербайджану развернуть масштабные боевые действия в Карабахе»Не так давно в Азербайджане прошли президентские выборы, и с группой наблюдателей в Баку приехал известный российский политический аналитик, историк Олег Кузнецов, который дал обширное интервью изданию Minval.az, которое мы представляем вниманию читателей.

– В Азербайджане прошли президентские выборы. Как, по Вашему мнению, будут развиваться отношения между Баку и Москвой с учетом напряженной международной обстановки?

– Начнем с того, что международная обстановка и выборы в Азербайджане — это две совершенно противоположные плоскости, которые между собой никак не пересекаются, и увязывать вопрос выборов в Азербайджане к международной обстановке – неправильно. Это все равно что увязывать результаты выборов в России в свете изменения международной обстановки немного некорректно, потому что международная обстановка формируется не в одной точке земного шара. Она формируется в совершенно разных геополитических центрах, и сама формулировка данного вопроса мне кажется, как минимум странной. Как будут развиваться российско-азербайджанские отношения? Естественно поступательно, и расширяться, потому что для этого существует множество объективных предпосылок. Российский продовольственный рынок заинтересован в продукции Азербайджана по одной простой причине: в силу климатических условий жизненно важные для граждан России продукты питания созревают в Азербайджане гораздо раньше, и азербайджанский картофель уже находится на рынках России — наряду с азербайджанскими огурцами, помидорами и прочей сельскохозяйственной продукцией. Россия — огромный рынок сбыта азербайджанской сельхозпродукции. В силу климатических условий Россия не способна прокормить себя по целому ряду позиций продукцией сельскохозяйственного происхождения, и Азербайджан здесь всегда имеет возможность сбыть всю ту продукцию, которую производит на экспорт.

Во-вторых, наконец-то в Азербайджане происходит смена парадигмы, и Россия, которое являлась союзницей Армении в вопросе Нагорно-Карабахского урегулирования в Азербайджане долгое время демонизировалась, и потому лица определенной возрастной категории (а именно те, кому сейчас 30-40 лет), достаточно негативно и скептически относятся к России. Но тем не менее люди в возрасте до 30 лет, прекрасно понимают, что без приобщения к российской культуре, равно как и к мировой культуре, невозможна самореализация. Поэтому интерес к России в Азербайджане возрастает. Причем, именно в интеллектуальном плане, а не только в плане материальном. И произойдет неизбежная смена поколений, после чего отношения между двумя нашими странами в любом случае будут развиваться, потому что Россия, во-первых, ближайший сосед, и, во-вторых, в любом случае это регион, в котором работают 3 миллиона этнических азербайджанцев.  В этом смысле отношения между нашими странами априори не могут быть плохими. Слишком много объективных предпосылок к тому, чтобы наши отношения развивались. Естественно, можно говорить о сотрудничестве в вопросах добычи углеводородов, можно говорить о сотрудничестве в авиатехнической и транспортной сфере, но это все уже в следствии того, что происходит в менталитете азербайджанского общества. Как только Азербайджан понял, что с Россией не нужно конфронтировать в политическом или идеологическом отношении, а нужно выстраивать хорошие добрососедские экономические отношения, как только была пережита антисоветская и антироссийская идеологии народного фронта, постепенно уходят в небытие пресловутые подсознательные идеологические препоны, которые были раньше. Причем, не на политическом, а на коммерческом и социальном уровне.

– Выборы состоялись и в Армении. Теперь президентом страны является Армен Саркисян. Но Серж Саргсян будет избран премьером и фактически власть будет сосредоточена в его руках. При Серже Саргсяна антироссийская риторика в Армении дошла до максимального уровня. Обращают ли на это, на Ваш взгляд, в Москве? Ведь на лицо целенаправленный уход из-под протектората России Армении.

– Я абсолютно солидарен с общей оценкой, прозвучавшей в вашем вопросе, она справедлива. Даже более того: фашизация Армении началась задолго до нескольких предыдущих лет. В моем распоряжении имеется брошюра правящей республиканской партии Армении, изданная еще в 2004 году, и называется она «Гарегин Нжде. Учения». Правящая партия Армении взяла курс на превращение нацистской идеологии в государственную, уже в 2003, а может быть и ранее — после госпереворота 1999 года. Я не знаю, это близорукость ли политического руководства России, дипломатического ведомства России, мне сложно сказать, кто в этом виноват на самом деле, но российская политическая элита процесс роста внутренней русофобии и фашизации армянского общества проспала — вплоть до того момента, когда в Ереване был установлен памятник Гарегину Нжде. И в этом смысле русофобские настроения в Армении не спонтанны: они создавались как элемент государственной внутренней идеологии и как элемент внутренней политики.

«Могу совершенно очевидно констатировать факт того, что Россия потеряла Армению, причем, потеряла ее достаточно давно, как только перестала содержать эту страну»

– Скажите, почему Россия на этот момент не реагировала?

– Хороший вопрос. Я, как и множество российских экспертов, поднимали этот вопрос совершенно открыто еще в 2012 году. Мне сложно сказать, почему все так случилось. Но могу совершенно очевидно констатировать факт того, что Россия потеряла Армению, причем, потеряла ее достаточно давно, как только перестала содержать эту страну. В Армению начался приток иностранного капитала из стран ЕС и США, и любое здравомыслящее государство требует гарантий своим финансовым вливаниям через получение части политической власти или части контроля над политической властью. Бывший гражданин Великобритании и посол Армении в Великобритании становится президентом: фактически он становится смотрящим за европейскими инвестициями, он становится гарантом возвращения этих инвестиций или хотя бы прибыли тем инвесторам, которые вложили деньги в Армению. У России сейчас свободных денег на финансирование Армении нет. Соответственно, те американские инвесторы, которые активно действуют в Армении, так же хотят по примеру британцев иметь своего смотрящего за капиталами. И это явно не Серж Саргсян, который долгое время противодействовал США на территории Армении и занимал откровенно проросийскую позицию. Поэтому я думаю, что С. Саргсян не будет премьер-министром Армении. Его место должен занять один из списка агентов американского влияния в этой стране (кстати, этот список достаточно известен, отмечу, что он был «слит» российскими спецслужбами). Поэтому Серж Саргсян в моем понимании может быть неким альтернативным кандидатом для армянских, европейских и американских инвесторов только в том случае, если Россия будет активно настаивать на своем ставленнике Карапетяне. Если же у России не будет сил и средств пролоббировать назначение Карапетяна (ставленникам практически Газпрома) на должность премьер-министра, то в любом случае Серж Саргсян может на эту должность не рассчитывать. Не далее, как несколько часов назад пришла информация по каналам европейских информационных агентств о том, что сегодня в Ереване проходят митинги протеста против Саргсяна, как потенциального премьер-министра. Вопрос в чем заключается: изначально датой назначения объявления нового премьер-министра было объявлено второе апреля. Прошло уже больше недели, но процесс согласования кандидатур не закончился. Причем кандидатур между внешними инвесторами. Если действительно позиции Сержа Саргсяна были настолько серьезны и непоколебимы, как об этом говорят в Азербайджане, то 2 апреля он был бы уже фактически главой государства. Этого не происходит, соответственно, нужно быть готовым к тому, что идут открытые (даже не подковерные), торги между другими кандидатами и если Саргсян таковым является, то всего лишь кандидатурой, которая может быть частично приемлема в случае полного политического тупика. Но как я понимаю, тупика в согласовании кандидатуры премьер-министра нет, и это говорит о том, что Саргсян все более теряет шансы занять этот пост.

«Только Россия не позволяет Азербайджану развернуть масштабные боевые действия в Карабахе»

«Поэтому если смотреть правде в глаза, то да, только Россия не позволяет в настоящее время Азербайджану развернуть масштабные боевые действия»

– Я хочу задать вопрос вдогонку Вашей реплике о том, что Россия потеряла Армению. Почему же в таком случае всякий раз, когда поднимается полемика о вопросе нагорно-карабахского урегулирования, азербайджанский электорат повторяет одну и ту же фразу: Карабах вернется в состав Азербайджана только в том случае, если Россия позволит. И если Россия, как Вы утверждаете, Армению потеряла, то каким же образом она может что-то позволить или запретить Армении? Давайте уточним этот момент, он очень важен.

– В принципе, я во многом согласен с этой точкой зрения, потому что оказать военное давление на Азербайджан и воспрепятствовать ему решить территориальную проблему Нагорного Карабаха военным путем объективно способна лишь только Россия, а не кто-либо другой — ни США, ни Турция, ни Великобритания, ни Франция, потому что у них нет под боком сил и средств, чтобы пресечь попытки Азербайджана восстановить свою территориальную целостность и восстановить юрисдикцию над оккупированными территориями. Поэтому если смотреть правде в глаза, то да, только Россия не позволяет в настоящее время Азербайджану развернуть масштабные боевые действия. Это объективный факт, кроме того эту позицию четко осознают в России. Меня из-за моих книг по армянскому терроризму и из-за моих статей регулярно вызывают на профилактические беседы в правоохранительные органы и четко доводят позицию России по Нагорно-Карабахскому вопросу, которая есть сейчас. Это исключительно мирное урегулирование, потому что в России проживает три миллиона этнических азербайджанцев и столько же армян самого разнообразного гражданства, и когда началась Карабахская кампания 1988 года, были столкновения армян и азербайджанцев на территории Российской Федерации. Армяне и азербайджанцы составляют в РФ 4% населения. Это серьезный процент, и наши власти очень обеспокоены тем, что в случае возникновения широкомасштабной войны в Нагорном Карабахе (или за Нагорный Карабах), во-первых, из России туда отправятся по обе стороны фронта резервисты-добровольцы, что само по себе увеличит объем воюющих, масштаб кровопролития в конфликте, во-вторых, начнут изыматься финансовые средства, и могут случиться межобщинные столкновения. И причем мы прекрасно понимаем тот уровень взаимной ненависти, которая существует между двумя народами, и то что это столкновения не ограничатся поджогом автомобилей и битьем стекол — это очевидно. В том смысле Россия прежде всего опасается за свою внутреннюю стабильность. Но есть один нюанс: в США в 1992 году был принят национальный закон — акт поддержки свободы, в котором существует печально известная 907 статья, в которой прямо говорится, что Нагорный Карабах — не территория Азербайджана, а самостоятельный субъект Международного права. Формулировка статьи приблизительно такова: США не будут оказывать ни технологического, ни военно-технического содействия правительству Азербайджана до тех пор, пока правительство это осуществляет насильственные действия и экономическую блокаду Армении и нагорного Карабаха. То есть для США всё понятно: Армения самостоятельная страна, Нагорный Карабах — самостоятельная территория за пределами Азербайджана, и Азербайджан является агрессором. Сейчас мы прекрасно знаем, что на фоне войны в Сирии взаимоотношения между Россией и США находятся в условиях жесткой и острой конфронтации, и вполне возможно — я допускаю этот вариант — что, когда вдруг России понадобится нанести серьезный политический удар по США, она позволит Азербайджану вернуть военным путем оккупированные территории и уничтожить «Арцах», тем самым заставив США переписать свое собственное законодательство. И это будет очень серьезным политическим ударом по администрации Соединенных Штатов.

«Армения неизбежно предаст Россию или уйдет из-под российского влияния уже в течении ближайшего года или полутора (максимум двух) лет»

– Вы на самом деле полагаете, что такой исход возможен?

– Я не исключаю такой возможности, особенно на фоне того, что Армения неизбежно предаст Россию или уйдет из-под российского влияния уже в течении ближайшего года или полутора (максимум двух) лет. К тому же, есть еще один серьезный аспект, который является как бы предметом  для серьезного военно-политического анализа: в последний визит президента Путина в Анкару на совместную конференцию с президентом Эрдоганом было заявлено, что Россия ускоряет поставки оборонительных систем, прежде всего, ПВО в Турцию, которая должны полностью перевооружить всю свою ПВО российским вооружением к 2020 году. Следующим ходом будет противокорабельная система береговой обороны, то есть фактически к концу 2020-го года Россия поставит в Турцию систему противовоздушной обороны и противкорабельной обороны, которые могут быть интегрированы с ОДКБ. И это вооружение будет не просто поставлено в Турцию, оно будет поставлено на боевое дежурство, соответственно турецкий военнослужащие эксплуатации этой системы уже в России обучаются, потому что подготовка офицерского состава занимает 5 лет. Мы можем по ускоренной программе за два года их переучить.  И соответственною. Итак, к 2020-му году Россия и Турция смогут создать интегрированную систему обороны. Естественно в этих условиях Армения будет против. И понятно, что Москва, идя на активное сотрудничество с Турцией, понимает, что Армения для нее потеряна.  Да, безусловно будут потеряны все коды ПВО, все системы распознавания «свой-чужой», и нам придется перевооружать и видоизменять всю эту систему коррективной обороны, коррективной безопасности ОДКБ, которая имеет место быть сейчас. Я понимаю, что руководство РФ к этому шагу готово, раз оно идет на столь осознано широкое сближение с Турцией. А раз это так, то надо понимать, что Турция, как союзник Азербайджана, поставит ребром вопрос Нагорного Карабаха, и я думаю, что некоторые договоренности по этому вопросу уже достигнуты. К тому же не стоит забывать о том, что в 2019-м году состоятся президентские выборы в Турции, которые существенно расширят полномочия президента Эрдогана. И тогда нет ничего удивительно в том, что сложится черноморо-кавказский треугольник безопасности — Россия, Турция, Азербайджан — который вытеснит из этого региона любое внешнее влияние. Кстати, об необходимости создания этого треугольника я выступал еще в 2012-м году на конференции в Стамбул и Анкаре, и как видите, оказался прав — за последние 5-6 лет произошел серьезный крен в переформатирование сознания политического руководства России по региону Южного Кавказа и всей передней Азии.

– Как Вам известно, в Армении очень недовольны появлением в этой стране российских военных полицейский, считая их присутствие ущемлением суверенитета. Естественно, такие мысли озвучивают не чиновники, а граждане страны, в том числе и СМИ. Как вы оцените этот момент? Получается, что Армения все же зависит от РФ — как ни крути? Но вот только насколько?

Продолжение следует

Беседовала Яна Мадатова

Теги:
Из этой рубрики