Сколько бы лет потребовалось для нормализации отношений между Россией и Украиной, если бы новые минские соглашения были бы реализованы всеми сторонами? Украинский политолог Евгений Магда считает, что на нормализации отношений России и Украины ушли бы десятилетия, однако с Западом Российская Федерация могла бы договориться быстрее. В интервью Minval.Az политический эксперт рассказал о том, кто вышел победителем из последних переговоров.
— Евгений Валерьевич, как считаете, какие возможности предоставил Украине «Минск -2»?
— Необходимо различать два документа, которые были обнародованы по итогам переговоров в Минске. Декларация глав государств «нормандской четверки» была обнародована без подписей, на этом настоял Владимир Путин. «Комплекс мер по реализации Минских договоренностей» подписали члены Контактной группы и лидеры самопровозглашенных ДНР и ЛНР. Он предусматривает 13 пунктов мер по стабилизации ситуации на Донбассе. Украине и не только ей, а всему миру этот документ предоставил шанс на поиск мира на востоке Украины, однако мы видим, что сепаратисты не спешат выполнять даже первый пункт договоренностей – о прекращении огня.
— В экспертной среде бытует мнение, что результат переговоров стал успехом для президента Путина и провалом для Украины. Согласны ли вы с таким мнением?
— Сколько людей — столько мнений. Не вижу причин говорить о провале Украины, не сдавшей ни одной принципиальной позиции: в документах нет ни упоминаний о ДНР и ЛНР, ни слова о федерализации или отказе нашей страны от европейского выбора. Если президент Порошенко согласовывал свои действия с лидерами Франции и Германии, то президент Путин отстаивал интересы сепаратистов. Это большая победа Кремля, еще год назад бывшего членом G-8?
— Но все-таки, как считаете, кто сумел больше настоять на своем: Украина или сепаратисты?
— Ошибочно считать, что сепаратисты были стороной переговоров. Они лишь марионетки, за которыми прячутся российские интересы. «Комплекс мер по реализации Минских договоренностей» — компромиссный документ, и в сложившейся ситуации было бы странно ожидать оперативного решения проблем Донбасса, не для того Россия несколько месяцев насыщала регион оружием и боевиками.
— В марте будет год со дня введения санкций в отношении РФ. К каким результатам эти санкции привели? Заставили ли эти санкции хоть каким-то образом Владимира Путина изменить свою политику в отношении Украины?
— Санкции оказывают давление на Россию. Это факт. Она утрачивает возможности для нормального развития, теряет доступ к кредитным ресурсам Запада. Цивилизованный мир избрал тактику анаконды по отношению к больному имперским безумием русскому медведю и будет действовать последовательно. Остановит ли это Владимира Путина? Судя по тому, что в России на 16% подешевела водка, в Кремле опасаются, что социальные волнения станут вторым фронтом против российской власти. Но пока Путину опасаться нечего – его рейтинг высок и выглядит стабильным.
— В новой декларации, кстати, вынесена за скобки проблема Крыма. Прежде неоднократно отмечалось, что Путин намеренно создал конфликт на Донбассе с целью отвлечения внимания от Крыма.
— В Минске в упомянутой Декларации заявлено об уважении территориальной целостности и суверенитета Украины. Мировое сообщество, как известно, не признает аннексию Крыма, поэтому вывод очевиден. Педалировать тему Крыма в ситуации, когда потоком льется кровь на Донбассе, это было бы красиво и демонстрировало принципиальность, но не помогло бы найти выход из ситуации.
— Как считаете, если Кремль пойдет на реализацию подписанных договоренностей, сколько лет потребуется что бы отношения России с Западом и России с Украиной стали бы партнерскими? Вы могли бы спрогнозировать?
— Я уже взрослый человек и не верю в чудеса. Но если бы случилось такое чудо, то на нормализации отношений России и Украины ушли бы десятилетия. С Западом РФ договорилась бы быстрее.
— И напоследок хотел бы спросить ваше мнение о том, как в Киеве отнеслись к голосованию Азербайджана в ПАСЕ в поддержку РФ.
— Это право каждой страны, ее парламентариев голосовать так, как они считают нужным. Очевидно, Баку не хочет ссориться с Москвой. Я лишь позволю себе напомнить, что год назад Россия и Украина тоже были стратегическими партнерами, а российский и украинский народы связывают многочисленные контакты. Хочу предупредить: если Россия расправится с Украиной, на очереди будут и другие страны постсоветского пространства.
Эмиль Мустафаев










