В ходе политических споров последних недель стало популярным, по сути, ругательное выражение «человек, понимающий Россию» (как вариант: «человек, понимающий Путина»). Впрочем, насколько стремительно оно вошло в лексикон, настолько же быстро оно из него и уйдет. Потому что оно совершенно неуместно, по своей сути.
То, что это выражение с удовольствием использует в своих материалах (бульварная — прим. пер.) газета Bild, чтобы дискредитировать любой политический и экономический диалог с Москвой, это понятно. Но то, что его использовал и Йошка Фишер (немецкий политик от партии «зеленых», бывший министр иностранных дел и вице-канцлер — прим. пер.) в своей недавней жесткой вербальной атаке на «наивный» Запад (Фишер, в частности, сказал: «Мягкость в Москве воспринимается как поощрение»), очень печально.
Потому что сами эти слова звучат уничижительно и при этом очень абстрактны: они все и вся смешивают в одну кучу — старых сталинистов и борцов за мир, людей, занимающихся «реальной политикой», и крупных предпринимателей, циников и миротворцев.
В действительности же эти слова обращены против людей, которые все еще надеются на то, что угрозу Украине со стороны России можно избежать дипломатическими средствами. При этом с самого первого дня крымского кризиса возникает один и тот же вопрос: а как же еще?!
Как заметил писатель Инго Шульце (Ingo Schulze), это ругательство. Нормальные люди, по его словам, должны испытывать по отношению к «людям, понимающим Путина», презрение — как когда-то они испытывали его по отношению к так называемым «благодетелям». Это своеобразная новая форма консервативной «политкорректности» — «понимать Путина» значит «защищать Путина». Но ведь эта логика абсурдна!
Неужели кто-то может сказать, что Ангела Меркель, которая на протяжении вот уже нескольких недель почти ежедневно общается с Путиным по телефону, «понимает» его?! То есть наверняка она хочет понять, как с ним можно договориться о мирном урегулировании разразившегося кризиса. Но это не мешает ей в ходе разговоров с Путиным пытаться объяснить ему, что он нарушил международные правовые нормы, и что Запад будет решительно противостоять его дальнейшим действиям по «крымскому сценарию».
Киссинджер, Коль, Бар, Шмидт (Генри Киссинджер — бывший госсекретарь США, Гельмут Коль и Гельмут Шмидт — бывшие канцлеры Германии, Эгон Бар — немецкий политик (СДПГ) и бывший министр — прим. пер.) — они что, все тоже «понимают» Путина, только потому что также общаются с ним и призывают его к разуму и сдержанности?!
Нет, это понятие не подходит для дискуссий о мировой политике и безопасности. Люди, способные к аналитическому мышлению, к которым, несомненно, относится и Йошка Фишер, должны поскорее выкинуть его из своего лексикона. А иначе они уподобляются тем подстрекателям, для которых дипломатия является синонимом капитуляции.