Состоявшиеся в столице Таджикистана Душанбе переговоры президентов Азербайджана и России — Ильхама Алиева и Владимира Путина — ещё долго будут в фокусе внимания экспертов и аналитиков. Слишком большое внимание в последние месяцы было привлечено к отношениям Баку и Москвы. Причём ещё недавно в этих отношениях всё было более чем позитивно. В октябре 2024 года президенты провели полноформатную встречу. В предновогодние дни 2024 года Ильхам Алиев дал интервью российскому телеведущему Дмитрию Киселёву. Но затем — катастрофа рейса AZAL в окрестностях Грозного, с которой начался отсчёт беспрецедентного «похолодания» в отношениях двух стран.
И вот теперь президенты Азербайджана и России провели новую встречу, после которой эксперты заговорили о нормализации отношений Баку и Москвы и их возвращении в конструктивное русло. Откровенно говоря, «погасить» такой кризис — в интересах всех. И Азербайджан, и Россия заинтересованы в тех самых конструктивных, добрососедских, союзнических отношениях.
Однако детали произошедшего в Душанбе не оставляют сомнений: речь идёт о большом дипломатическом успехе президента Азербайджана Ильхама Алиева. Наша страна с самого начала заняла твёрдую и принципиальную позицию: Россия должна признать свою ответственность за катастрофу самолёта, сбитого российской ПВО в российском небе, выплатить компенсации и привлечь к ответственности виновных.
И вот теперь, в ходе переговоров с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, его российский коллега Владимир Путин признал ответственность Москвы, подтвердил, что рядом с азербайджанским самолётом взорвались российские ракеты ПВО и что одной из причин катастрофы мог стать технический сбой самой системы ПВО. Кроме того, президент России пообещал выплатить компенсации (именно компенсации!) и привлечь к ответственности виновных. И хотя Владимир Путин говорил и об украинских дронах в российском небе, очевидно, что основные требования Азербайджана Москва обещала выполнить. А это уже большой дипломатический успех. Наша страна от своей принципиальной позиции не отступила и добилась нормализации отношений с Россией практически на своих условиях, нейтрализовав таким образом главные и весьма серьёзные угрозы.
Как было сказано ещё много веков назад, есть время разбрасывать камни и время их собирать. «Разбрасывать камни» и «бить горшки» изначально не отвечало интересам ни Азербайджана, ни России. Но, к сожалению, в Москве оказалось предостаточно групп и сил, которые этот конфликт старательно раздували. Кто-то действовал в интересах «армянского лобби». У кого-то державные настроения взяли верх над здравым смыслом. И в результате в российском информационном пространстве творилась самая настоящая вакханалия. К примеру, чиновники из «Росавиации» к тому моменту, когда уже было известно, что причина катастрофы — российская ПВО, рассказывали про «столкновение с птицами» или «взрыв газового баллона».
Когда стало понятно, что в Баку эти версии не принимают и настаивают на ответственности российской ПВО, целый ряд российских медийных персон — от «просто журналистов» вроде Анны Сочиной до Владимира Карасёва, члена Координационного совета при Общественной палате РФ по интеграции новых субъектов РФ, — выливали потоки площадной брани на Азербайджан и на руководство нашей страны. Депутат Госдумы Николай Валуев назвал азербайджанцев «шоблой». «Православный олигарх» Малофеев в эфире своей медиа-недоимперии «Царьград» устраивал наезды на азербайджанскую диаспору, обвиняя этнических азербайджанцев во всех мыслимых и немыслимых грехах. Некоторые Z-военкоры вроде Telegram-помойки «Сварщики» договорились аж до того, что объявили гибель азербайджанского самолёта «совместной операцией спецслужб Украины и НАТО». Надо полагать, что это спецслужбы Украины поставили на боевое дежурство в окрестностях Грозного неисправный «Панцирь» или забыли предупредить азербайджанских лётчиков, что на земле работает ПВО.
Ещё интереснее, что некоторые их коллеги вроде небезызвестного Мардана договорились аж до того, что призывали провести против Азербайджана СВО-2.
Уже тогда следовало бы задать вопрос: господа, вы не забыли о реальности? На фоне украинской войны России нужен «второй фронт»? Вы вообще знаете такое слово — ответственность?
Впрочем, возможно, публика уровня Мардана искренне считала, что они таким образом «отвоспитывают этих черно…», которые позволяют себе чего-то требовать от России.
Сегодня, когда ответственность российской ПВО подтвердил уже президент РФ Владимир Путин, а ещё назвал отношения Азербайджана и России союзническими, было бы очень интересно узнать, как себя чувствуют эти, с позволения сказать, пропагандисты. Даже при всех своих способностях переобуваться в пируэте.
Тем более надо было бы учитывать, что язык имперского диктата с Азербайджаном не проходит. Особенно если всё делается на уровне отдельных журналистов, ТГ-помоек или персон типа Валуева.
Примечательно и другое. Пока российские пропагандисты с упоением «били горшки», от слишком мужских антиазербайджанских заявлений в высших эшелонах власти воздерживались. Прекрасно понимая, что усугублять ситуацию не стоит. И вот теперь очевидно, чего стоила вся эта история с брызганием слюной и биением лысинами по паркету.
Есть и ещё одна сторона вопроса. Президент Азербайджана уверенно «разблокирует ситуацию» и на других внешнеполитических векторах. После заметного охлаждения во времена «самой проармянской администрации» Байдена — Блинкена вновь на подъёме взаимоотношения с США. Причём Азербайджан опять-таки не отошёл от своей принципиальной позиции. Более того, именно при посредничестве США прошли переговоры по урегулированию армяно-азербайджанского конфликта, которые окончательно поставили в этом конфликте «дипломатическую точку». Мирный процесс между Баку и Ереваном идёт по азербайджанской дорожной карте.
На саммите Европейского политического сообщества в Копенгагене прошла встреча президента Азербайджана Ильхама Алиева и президента Франции Эммануэля Макрона. В отличие от переговоров с Путиным, здесь подробности остаются за закрытыми дверями, но сам факт встречи и переговоров уже говорит о многом. Тем более что встреча прошла по инициативе французской стороны. Это верный признак того, что на уступки идёт именно Париж, а не Баку.
И из всего этого можно сделать главный вывод: Азербайджан чётко и принципиально отстаивает во внешней политике свои государственные и национальные интересы. Да, как и положено в дипломатии, мы можем проявлять гибкость, можем договариваться. Но в принципиальных вопросах в Баку на уступки не идут — и добиваются своего.
Более того, очевидно, что большую роль в этом играет возросший политический вес и авторитет Азербайджана на мировой арене. Мы уже не та «маленькая южная республика», на которую «большие политические дяди» смотрели свысока. «Контракт века», логистическая революция, Южный газовый коридор и, самое главное, блестящая и убедительная победа в Карабахе и восстановление территориальной целостности — всё это действительно изменило отношение к Азербайджану. И с нашей страной теперь разговаривают на «вы».











