Официальные информационные отчеты о визите секретаря Совета Безопасности России Николая Патрушева в Азербайджан 11-12 мая указывают на круг вопросов, который был обсужден им с президентом республики, главой администрации президента, министром национальной безопасности.
Список повестки дня включает темы международной, региональной, национальной безопасности, прикаспийское сотрудничество, противодействие терроризму, экстремизму, а также меры безопасности при проведении массовых мероприятий в рамках первых Европейских игр.
Из этих же сообщений известно, что Патрушев прибыл в Азербайджан с целью придать новый импульс плодотворным связям на уровне администраций президентов и спецслужб по обеспечению национальной и региональной безопасности России и Азербайджана.
Визит Патрушева можно рассматривать как перезагрузку отношений между Азербайджаном и Россией в области безопасности в регионе Черноморско-Каспийского бассейна, куда входят обе страны. Полагается, что эта перезагрузка должна быть осуществлена на основе пересмотра стратегии национальной безопасности России, а так же с учетом развивающихся связей в сфере безопасности между Азербайджаном и Турцией в рамках натовского партнерства.
Накануне визита в Азербайджан Совет Безопасности РФ принял решение о корректировке стратегии национальной безопасности России до 2020 года, а также доктрины информационной безопасности РФ. В своей статье «Великая Победа в Великой Войне», опубликованной в газете «Красная Звезда» 6 мая Патрушев обозначает военные опасности и угрозы: «арабская весна», события в Сирии и Ираке (проблема Исламского государства), в ситуации на Украине и вокруг нее, тенденции смещения военных угроз в информационное пространство.
Секретарь Совбеза отмечает, что типичными для ведущих государств мира для продвижения своих интересов стали «непрямые действия», которые включают использование протестного потенциала населения, радикальных и экстремистских организаций, частных военных компаний.
Он также обозначает «возрастающую агрессивность США и НАТО по отношению к России. Наращивание их наступательного потенциала непосредственно у границ России и развертывания глобальной системы ПРО».
Для противодействия американскому напору Россия проводит политику по формированию многополярного мира, опираясь интеграционные объединения типа БРИКС, ШОС, ЕАЭС, СНГ, а также на двухсторонние отношения со странами, противодействующими американской гегемонии.
Как видно из перечня вопросов, озвученных Патрушевым, у руководства России и Азербайджана есть немало точек соприкосновения по вопросам региональной и национальной безопасности в свете угроз, которые несут «непрямые действия» США и их союзников.
В Азербайджане в последние три года власти озвучивают последовательно те же угрозы и предпринимают идентичные российским шаги по нейтрализации протестной волны в лице гражданского общества и оппозиции, а также противодействию экстремизму и радикализму. Также как и Москва, официальный Баку обвиняет США и ЕС в попытке вмешательства во внутренние дела, дестабилизации ситуации и смены режима.
Поэтому в условиях совпадения оперативных интересов двух режимов Кремль может довести до администрации Алиева нежелательность усиления позиций США в Азербайджане в стратегическом плане до 2020 года, а также осуществить совместные мероприятия для противодействия проникновению в регион экстремистских сил, связанных с Исламским государством. Эти пожелания могут быть услышаны, так как отвечают и интересам руководства Азербайджана, который всеми силами пытается ограничить влияние Запада и радикального ислама на своей территории.
В эти совпадающие стратегические линии вписывается набирающая оборот динамика отношений между Турцией и Азербайджаном, которая подтверждается следующей друг за другом чредой военных учений и контактами в сфере региональной безопасности. На проходящем в эти дни в Анталии саммите МИД стран НАТО турецкий премьер Давутоглу заметил, что Турция является передней линией сдерживания натиска сил Исламского государства в регионе Передней Азии, куда входит и Кавказ. Особые отношения между Турцией и Россией могут давать гарантии, что острие турецко-азербайджанского союза будет направлено на южное, но не северное направление.
Такие отношения между Россией и Азербайджаном, развивающиеся во временном фарватере антиамериканизма, хотя и раздражают Вашингтон, но становятся терпимыми в свете реализации коммуникационного коридора Шелкового пути, включая трубопроводы, транспорт, связь, доступность к ресурсам. Для реализации всех этих планов приоритетным вопросом для США остается Стабильность, которая повысила свою актуальность в свете роста исламского радикализма и системных (экономических) кризисов в России и Азербайджане.
В связи с этим можно сказать, что визит секретаря Совета Безопасности РФ в последующем вынесет на повестку дня в оперативном плане проработку вопросов безопасности Первых европейских игр, которые пройдут в Баку в июне с участием ряда глав государств и правительств, в том числе России, а также периода парламентских выборов, которые стартуют в августе и завершатся в ноябре.
В стратегическом плане — до 2020 года противодействие вызовам и угрозам, изложенными Патрушевым, будут оставаться приоритетными в российско-азербайджанских отношениях.
Аналитическая служба Туран