Однако глава Кремля еще не достиг “красной линии”. Неоднократно отмечалось, что 9 мая 2015 г. на 70-летии победы над фашизмом Путин намеревается идти с двойным “лавровым венком” победителя – в борьбе за постсоветское пространство одержать решающую победу над Западом. На это у него остались всего 5-6 месяцев. Российская экономика под воздействием санкций слабеет. Это заставляет его еще больше спешить. Он должен успокоить народ какой-то победой, иначе его проблемы будут нарастать как снежный ком.
Сейчас Москва в отношении Украины применяет тактику “если не моя, то пусть погибнет”, стремясь максимально разрушить украинскую государственность. Вероятно, продолжение этой тактики необходимо и для выгодного политического торга с Западом. “Донбасс, едва ли в ближайшее время будет возвращен. Ситуация очень тяжелая. В лучшем случае, проблема может быть заморожена. Для восстановления контроля над территорией Украине понадобятся 4-5 лет”, — так охарактеризовал ситуацию в Украине советник Службы безопасности М.Любовский.
Считать, что Путин отказался от Евразийского проекта, было бы наивностью. “Спасти” Азербайджан от этого плана теоретически может Грузия. Значит будущий год перед закавказскими странами поставит много трудных вопросов. То, что произошло в высших эшелонах власти Грузии, можно считать предвестником этого. Что касается Азербайджана, то его отношения с Россией не совсем гладкие. До сих пор между ними не достигнута договоренность ни по карабахскому урегулированию, ни по статусу Каспия. Азербайджан считает Крым неотъемлемой частью Украины и эту позицию поддержал при голосовании в ООН. Если приплюсовать сюда и принципиальную позицию Баку по Габалинской РЛС, то Москва не откажется наказать Баку за строптивость, отомстить ему при случае. Большинство аналитиков утверждают, что никто, кроме самого Путина не знает, какие еще планы зреют в его голове.
Эти две закавказские страны находятся в положении “соединяющихся сосудов”: если одна перейдет под контроль Кремля, то другая тот час же будет завоевана. Речь не идет о классическом военном вторжении. Пример Украины показал другой сценарий – путем угроз, действий “5-ой колонны” внутри страны, сосредоточения вблизи границ крупных воинских контингентов, “демонстрации мускулов” добиться политических целей, привести к власти подконтрольных только России политических сил. По наблюдениям аналитиков, этот процесс может начаться с Грузии.
Есть и другие, не менее тревожащие версии. Так, глава Института Сотрудничества с НАТО Ф.Мамедов указал на наличие агентов в грузинской власти: “Это лицо или лица видимо занимают высокие стратегические посты в правительстве. Обычный чиновник никак не мог знать о важных обязательствах и секретных документах. Судя по всему, эта информация или документы были переданы российской стороне. Отставки указывают на это. Если бы Кремль не владел этой скрытой информацией, то не было бы сегодняшнего кризиса. Грузия для выхода из него должна провести тщательное расследование. В противном случае, она может столкнуться с еще одной “Кавказской весной””. Эксперт уверен, что грузинские события не пройдут бесследно для Азербайджана. Политолог В.Гулузаде также с тревогой говорит о российской угрозе: “Россия осознает, что Азербайджан прозападная страна. Основа его независимости – отойти от Москвы и интегрировать на Запад. Поэтому интерес и России и НАТО к нашей стране высок. Итог этого интереса зависит от американо-российского противостояния”. По словам Гулузаде, у Азербайджана не осталось другого выбора: “Для того, чтобы окончательно не погибнуть, Азербайджан должен быть с сильнейшим. То, что с нами произошло плохого – связано с периодом пребывания в Российской империи. Мы не можем вновь выбрать Россию”.
Сказанное здесь не является плодом фантазии. Наблюдения показывают, что российская угроза в постсоветском пространстве выросла. Однако хватит ли Путину политической жизни для завершения Евразийских проектов? Вопрос и в этом. Потому, что антиевразийские проекты тоже начали действовать.
musavat.com










