Как уже сообщалось, во Львове создано объединение «Национальная гвардия Украины», в которое вошли люди, легально владеющие огнестрельным оружием. Утверждается, что они будут заниматься «защитой граждан». Кроме этого, в Украине резко возрос спрос на огнестрельное оружие. Киевляне стали активно скупать охотничьи ружья. Вчера также стало известно, что член Партии регионов внес законопроект в Раду о запрете спецподразделения «Беркут». По мнению грузинского политолога Гелы Васадзе, это делается для того, чтобы деморализовать «Беркут» перед сегодняшним заседанием Рады.
Представляем вашему внимание интервью с ним:
— Георгий Учайкин – глава наблюдательного совета «Украинской ассоциации владельцев оружия в беседе со мной сказал, что существуют серьезные опасения того, что создание объединения «Национальная гвардия Украины» может послужить спусковым крючком. Как считаете, создание такого объединения эскалирует ли ситуацию, может ли привести к гражданской войне?
— То, что происходит в Украине сегодня — классическая революция, то есть попытка свергнуть власть насильственными методами. В принципе, ситуация уже давно вышла из правового поля, причем, вышла по вине властей. Говорить о полномасштабной гражданской войне пока не приходится, так как у властей нет реальной поддержки среди населения ни в восточных, ни — тем более — в центральных областях. Но, угроза большой крови, к сожалению, существует. По сути, речь идет о создании параллельных центров власти со всеми соответствующими атрибутами. Если информация о «национальной гвардии Украины» соответствует действительности, то это один из элементов этой самой власти.
— Какой выход из ситуации есть у власти, что ей следовало бы и что она реально сможет сделать, чтобы не допустить дальнейшей эскалации напряженности?
— Думаю, говорить о том, что следовало бы сделать властям, сейчас уже не имеет смысла. Единственный выход из сложившейся ситуации — смена состава ЦИК и назначение досрочных президентских и парламентских выборов, наказание всех силовиков, виновных в эскалации насилия. Другого пути я не вижу.
— Наверняка вы со мной согласитесь, что последние события подорвали авторитет оппозиции. Существует ли реальный выход из ситуации, и если есть, то что следует сделать в первую очередь?
— Да, несомненно, все происходящее негативно сказалось на оппозиции. На самом деле назначение новых выборов — это не просто метод выхода из кризиса. Это своеобразный механизм выявления новых лидеров. Украинская политическая элита замкнулась сама в себе. Необходимы новые люди, свежие идеи, если хотите, новые формы народовластия. Об этом должна идти сейчас дискуссия в стране, а не о том, как разделить власть и как сохранить бизнес-интересы.
Если этот процесс не облечь в цивилизованные формы, он все равно будет идти, но только не цивилизованно, а с насилием и кровью.
— Каким Вы видите дальнейшее развитие событий в Украине? Можете ли что-то спрогнозировать?
— Сложно, тут надо учитывать и российский фактор. Кремль наверняка попытается стигматизировать власть Украины перед Западом, довести ее до уровня белорусской. Хотя бы и путем разрыва страны. С Украины поступают тревожные сигналы о прямом вмешательстве Кремля, вплоть до посылки сил для проведения спецопераций. Сейчас мяч вновь на стороне властей Украины: Янукович оказался перед очень тяжелым выбором — попытаться сохранить власть любым путем или уйти, тем самым подставившись под удар Кремля.
— Но все же, как можно противодействовать давлению России? Можно ли это делать в таком коллективном формате, как ГУАМ?
— В формате ГУАМ вряд ли. Ведь у каждой страны сегодня свои, достаточно сложные отношения с Россией. Поэтому, скорее всего, речь идет о поддержке странами ГУАМ усилий ЕС и США по стабилизации ситуации на Украине. Но, главное — это, конечно, массовость протестов в самой стране. Сегодня пошел процесс, когда к протестной базе, еще неделю назад состоявшей исключительно из пассионариев, присоединяется все больше и больше обычных граждан. Чем больше их будет, тем сложнее будет вмешательство извне. Чтобы там не говорили, а источником власти в любой стране является народ.
— Хочу задать вам еще один вопрос, но не по украинской теме. В последние дни, вы знаете, что на линии фронта Азербайджана с Арменией усилилась напряженность. Некоторые эксперты предрекают начало военных действий. Как вы считаете, чем обусловлена эта напряженность и могут ли начаться реальные, более обширные столкновения войск?
— Я часто беседовал как с армянскими, так и с азербайджанскими экспертами о природе подобных столкновений. Так вот, все они сходятся в одном: инциденты часто возникают неожиданно, чаще всего в результате действий снайперов. Это естественно, война в Карабахе никогда не заканчивалась, она идет и носит позиционный характер. Что касается расширения военных действий, я не верю в это по целому ряду причин. Во-первых, на сегодняшний день ни одна сторона не готова к серьезным боевым действиям. Любая война — это долгие месяцы подготовки удара в конкретном направлении, тем более, что все понимают, что для достижения результата времени будет минимум. Дальше вмешаются мировые державы и так далее.
Не менее важным моментом является и то, что широкомасштабные действия сегодня не выгодны политическим элитам обеих сторон. Слишком много внутренних проблем, слишком неспокойная ситуация в регионе, речь идет как о регионе Большого Кавказа, так и о Ближнем Востоке. Пытаться изменить статус-кво в таких условиях очень рискованно.
— Но все же, чем вызвано последнее напряжение? У нас на днях погибал офицер, еще один погиб вчера. Накануне стороны сообщали о диверсиях. Есть версия, что президент Алиев решил воспользоваться моментом, пока внимание всех приковано к Украине.
— Насчет Алиева, однозначно нет, я скорее бы подумал о противоположной стороне, где решившийся вернуться во власть Роберт Кочарян сблокировался с известным олигархом Гагиком Царукяном, с целью скинуть действующего президента Сержа Саргсяна. Причем, совсем необязательно, чтобы источником напряжения в данном случае были власти Армении, ибо о влиянии Роберта Кочаряна в Карабахе хорошо известно. Так что тут возможны разные варианты.
Эмиль Мустафаев