Новость о достигнутом накануне историческом соглашении по ядерной программе в Женеве между Ираном и шестью мировыми державами, не могла обойти мимо нашу страну, которая на протяжении долгих лет играла стратегически важную для Запада и США роль. СМИ неоднократно сообщали о том, что в случае вооруженного конфликта, территория Азербайджана может быть плацдармом против Ирана.
Азербайджан также умело использовал данный факт на руку себе. Стратегическое значение, которое придавали западные дипломаты стране, власти часто использовали для шантажа Европы, и грозились при малейших проблемах обратить свои взоры в сторону России.
Кстати, к концу 2014 года войска НАТО покидают Афганистан. Азербайджан считался транзитной страной для США.
Как же все это повлияет на политику действующего режима? Как теперь они будут строить свои внешнеполитические ориентиры при таких усложнившихся условиях?
«Во взаимоотношениях Азербайджана с США и с НАТО, нам стоит выделить три основных направления, по которым строились военно-стратегические отношения: сотрудничество между Азербайджаном и НАТО, сотрудничество Азербайджана и НАТО по афганскому вопросу, ведь войска будут выводиться посредством территории Азербайджана, и, наконец, сотрудничество по Ирану»,- напомнил глава Центра исследований «Восток-Запад» Арастун Оруджлу.
По его словам, третий пункт сотрудничества особо ярко никогда не выпячивался, но он все же имел место. Например, на севере и на юге Азербайджана, на берегу Каспия были установлены мощные американские радары и мобильная радиолокационная станция, отметил он, добавив, что «не трудно догадаться против кого на юге они были направлены».
«А сейчас, когда пошло сближение Ирана с Западом, что и можно было ожидать, я думаю, что во внешней политике Азербайджана, в частности западной политики, произошло нечто непредвиденное. На сегодня мы видим, что отношения между США и западными союзниками с Ираном не устраивают не только Азербайджан, но и важного партнера США, Израиль. На этот счет не дипломатично в грубой форме высказался глава МИД Израиля Авигдор Либерман. Естественно, если Израиль недоволен политикой США в отношении Ирана, а Израиль фактически теряет свое традиционное преимущество в ирано-американских отношениях, то можно представить в каком положение оказывается Азербайджан»,- подчеркнул А.Оруджлу.
Политолог заметил, что, безусловно, отношения Азербайджана с США по иранскому вопросу не настолько ярки, как отношения Израиля и США в данном вопросе. Но все-таки это сотрудничество, направленное против нашего южного соседа, было и в Баку очень надеялись, что до тех пор пока существует конфликт Запада и США с Ираном по ядерной программе, значение Азербайджана будет оставаться на повестке дня.
«Но, к большому сожалению властей, все изменилось. Во-первых, натовские войска уже выходят из Афганистана, причем и азербайджанские миротворцы тоже. К концу 2014 года процесс будет завершен. С Ираном отношения пошли на потепление. Причем первый же контакт между Ираном и «шестеркой» был настолько плодотворным, что этого никто не ожидал. И мы увидели, что значительная часть санкций в отношении Ирана уже сняты, и этот процесс будет продолжен на протяжении последующих 6 месяцев. Я не думаю, что Иран или США отвернуться от этого пути, так как это не соответствует их интересам»,- отметил он.
По мнению нашего собеседника, в данном случае по этому вопросу значение Азербайджана сходится фактически к минимуму и с этим связано давление Ирана на нашу страну. Официальный Тегеран понимает, что больше Азербайджан не является важным партнером для США, сказал он.
А.Оруджлу напомнил, что во время недавнего визита президента Алиева в Анкару, параллельно прошел визит Самеда Сеидова в Тель-Авив и его принимал премьер–министр Израиля. Он, вероятно, привез из Баку важное послание: «Израильтяне придали этот визит огласке, что поставило Азербайджан в неловкое положение перед Анкарой. Ведь Алиев в Турции говорил о военном сотрудничестве между странами».
Политолог уверен, что как бы он ни хотел этого, Алиев никогда не сможет отвернуться от Запада.
«Это исключено. Потому что условия, которые ставит Россия в рамках членства в ТС, не отвечает интересам властей. Потому что таможенный механизм является основной опорой существующего режима. Через таможню происходит регулирование абсолютно всех экономических отношений как внутри страны, так и вне. Поэтому я не думаю, что такой важный рычаг режим Алиева готов отдать так легко России. Я не думаю, что Баку наивно полагает, что Россия является более надежным партнером, чем Запад. Проблема заключается в трудности выбора. На страну исходят давления. Еврокомиссар Штефан Фюле поставил конкретный ультиматум для Украины. Это является месседжем. Но то, что Алиев лично принимает участие на саммите, чего я сам не ожидал, это говорит о том, что Азербайджан все же намерен взять во внешней политике ориентир на Запад»,- подытожил глава Центра исследований «Восток-Запад» Арастун Оруджлу.
Эмиль Мустафаев











