Украинская война продолжается уже 1418 дней. Ровно столько, согласно официальной истории, продолжалась война СССР с гитлеровской Германией. Красная армия, в 1943 году ставшая Советской армией, за это время успела откатиться от границы к окраинам Москвы, перейти в наступление, пройти победным маршем по Восточной Европе и закончить войну в Берлине. Современная российская «вторая армия мира» ведёт бои за Покровск и Купянск…
Конечно, в феврале 2022 г. в «Арбатском военном округе» планировали нечто совсем другое. Агрессия против Украины задумывалась как «маленькая победоносная война», эффектная демонстрация «силы русского оружия», после чего, вполне возможно, в Кремле планировали «проглотить» и другие бывшие союзные республики. План был простым и надёжным: украинская оборона должна была быть смята и опрокинута за первые же дни войны, после чего «боевые задачи» свелись бы к усмирению непокорных из числа гражданского населения — достаточно вспомнить, как в Украине перехватывали и громили колонны «Росгвардии» со щитами, дубинками и, впрочем, «арсеналом» для разгона митингов. И самое главное — это был бы недвусмысленный «месседж» Западу и НАТО: «русский медведь» своё возьмёт.
Но теперь, через 1418 дней, итоги войны выглядят жестокой насмешкой. Украинская армия действует куда эффективнее, чем это планировали в Москве. Российское наступление захлебнулось, причём захлебнулось безнадёжно. Украинские беспилотники наносят болезненные удары по целям в глубине территории РФ — от аэродрома стратегической авиации под Саратовом до нефтяного порта в окрестностях Санкт-Петербурга. Потоплен крейсер «Москва». Эксперты сомневаются, существует ли ещё российский Черноморский флот как боевая единица. Нынешним летом РФ пришлось отменять торжества в День ВМФ. Формально — из-за опасений по поводу безопасности. В реальности — флот понёс слишком тяжёлые потери.
Более того, после очевидного военного провала в Украине последовал и политический. Вопреки расчётам, страны СНГ и даже ОДКБ — ЕАЭС не поддержали российское вторжение ни политическими, ни военными мерами. Наконец, уже не получается и «надувать щёки» на переговорах с другими странами, и прежде всего в политическом диалоге с Западом. Здесь ставка делалась на военную силу, а представление о военной силе РФ приходится пересматривать. Арест Николаса Мадуро в Каракасе — слишком яркое свидетельство того, что США не испытывают особого пиетета перед РФ. Захват российских танкеров, на помощь которым послали корабли ВМФ, — тем более. Под ударами украинских дронов разрушаются не только НПЗ, но и статус «сверхдержавы».
Но есть в итогах 1418 дней агрессии против Украины ещё одна сторона вопроса. Об этом сегодня одни не помнят, а другие не хотят вспоминать, но украинской войне предшествовала небывалая раскрутка темы победы над Германией. Парад 9 мая на Красной площади, шествия «Бессмертных полков», картонные башенки и надписи «На Берлин!» на гражданских автомобилях, «парады детсадовских войск» — российские оппозиционные журналисты едко именовали это всё «победобесием». Но самое главное — в этом самом «победобесии» было два идеологических вектора. Первый: пропаганда усиленно насаждала тезис, будто бы Россия одержала победу над Гитлером в одиночку.
Помощь союзников по антигитлеровской коалиции и даже роль союзных республик отодвигались на второй план. Доходило до того, что российские телеканалы из документальных фильмов, снятых ещё в семидесятые и восьмидесятые годы, вымарывали все упоминания о бакинской нефти — при том что именно Баку давал 80–90% нефти и нефтепродуктов во время войны. Вторым тезисом было печально известное «можем повторить». Причём «повторить» предполагалось именно знаменитые наступательные удары — в Восточной Европе, на севере Норвегии и т. д.
И вот теперь, когда за 1418 дней войны против Украины, где у России нет прежних союзников ни на пространстве бывшего СССР, ни за пределами бывших советских границ, доблестная российская армия продвинулась аж на 40 км за четыре года, обещать что-то вроде «можем повторить» тоже не получается. Со всеми, как говорится, вытекающими. И хотя говорить сегодня о победе Украины не приходится, Россия украинскую войну уже проиграла — причём не только на пространстве самой Украины.











