15 октября 2003 года, 22 года назад, на пост президента Азербайджана впервые был избран Ильхам Алиев. Qarabağ fatehi. Политик, который полностью изменил правила игры не только в нашем регионе, но и вообще на постсоветском пространстве.
Подводить итоги этих 22 лет и легко, и трудно. Легко, потому что главные успехи и достижения – вот они, перед глазами: блестящая победа в Карабахе, освобождение оккупированных территорий, переход Азербайджана в число государств «средней силы», экономический рост, успешная внешняя политика на нескольких векторах и на таких «площадках», о которых раньше и не мечтали… И трудно, потому что за этим перечислением побед и достижений как-то выпадают из поля зрения многие и очень важные обстоятельства.
И для того чтобы по-настоящему оценить сегодняшние достижения Азербайджана, надо вернуться на 22 года назад – в «нулевые». В то время, когда ещё не прочертили горизонт силуэты «Пламенных башен», когда не взметнулся в небо самый высокий в мире флагшток с флагом Азербайджана. Именно тогда наша страна проходила первую и, может быть, одну из самых серьёзных в своей истории проверок на прочность государственных устоев. Попытка раскачать ситуацию и столкнуть страну к противостоянию на улицах была предпринята уже в октябре 2003 г. – сразу же после избрания Ильхама Алиева на пост президента Азербайджана. Не получилось. В 2005 году, во время парламентских выборов, именно на Азербайджане прервётся череда «цветных революций», и американские дипломаты весьма высокого ранга будут сквозь зубы признавать: да, Азербайджан сегодня показывает пример, что развивать демократию можно и без революций. После 2003 г. многие ждали «закручивания гаек», но всё развивалось с точностью до наоборот: в Азербайджане под руководством Ильхама Алиева был проведён первый этап политических реформ и либерализации избирательного процесса. Те лозунги, под которыми выводили людей на улицы в Тбилиси, Киеве, Бишкеке, просто потеряли актуальность.
Потом этих проверок будет ещё много. И попыток раскачать ситуацию – тоже. Но Азербайджан под руководством Ильхама Алиева будет продолжать свою политику, своё развитие. В 2006 году вступает в строй экспортный трубопровод Баку—Тбилиси—Джейхан — тот самый, который называли «нежизнеспособным политическим проектом» и уверяли, будто бы он никогда не будет построен и не заработает. В 2020 году, уже после победы в Карабахе, Азербайджан запустит на полную мощность Южный газовый коридор. «Нефтедоллары» не будут распылены в пышных псевдосоциальных проектах – их грамотно реинвестируют. В «инфраструктурную революцию» — именно та модернизация железных и шоссейных дорог, новый торговый порт на Каспии, крупнейший торговый флот, паромная переправа и железная дорога Баку—Тбилиси—Карс сделают возможными сегодняшние успехи Среднего коридора. Азербайджан успешно решает задачу, как просто рассказать о себе мировому сообществу. В 2012 году страна принимает «Евровидение» — поисковый запрос «Азербайджан» в Google тогда вышел на первое место. В 2015 году — Европейские игры. 2017 год — Исламские игры. Свой этап Гран-при «Формулы-1». Доходчивая, красноречивая реклама для страны. Появляются те самые «архитектурные чудеса», которые тоже — нешуточный маяк для потенциальных инвесторов: Центр Гейдара Алиева, «Пламенные башни», реализуется успешный и, в лучшем смысле слова, амбициозный проект «Белого города».
И самое, пожалуй, главное – деньги вкладываются в армию. В новое оружие. В учения. В зарплаты и довольствие «людей в погонах». В улучшение социально-бытовых условий. Мы ни на секунду не забывали о своей главной общенациональной задаче – освободить Карабах. И при этом понимали: у нас нет права на ошибку. Нам, в отличие от Армении, никто не дарил оружие на миллиарды долларов. Никто не высвобождал нам ресурсы, беря на себя охрану наших границ или защиту какого-либо направления, как, к примеру, Россия охраняла границы Армении, а её база в Гюмри прикрывала турецкое направление. Этих опор у Азербайджана не было. Но было другое. Была готовность воевать за свои земли. И был Лидер с большой буквы – президент Ильхам Алиев.
Тот самый, который уже во время 44-дневной войны скажет: «Я знаю, что, когда и как надо делать». Но это будет уже потом. А Азербайджан под его руководством укреплял государство, развивал экономику и строил свою армию. Ту армию, которая за четыре дня боёв в апреле 2016 г. освободит высоту Лелетепе и заставит думающих аналитиков говорить о том, что теперь у конфликта появилось военное решение. Которая в 2018 году проведёт Гызылгая-Гюннютскую операцию. Ту армию, которая осенью 2020 г., пять лет назад, повергнет в шок мировое военное экспертное сообщество своим 44-дневным непрерывным контрнаступлением. За все 44 дня – ни одного случая дезертирства. Небывалое, беспрецедентное общенациональное единство. И апофеоз – освобождение города Шуша. Штурм со стороны скал Дашалты. Ещё через два года, в сентябре 2023-го, – локальные антитеррористические рейды, те самые, которые покончили с хунтой в Ханкенди и иностранным военным присутствием в Азербайджане. И августовские переговоры в Вашингтоне – блестящая дипломатическая победа, которая «структурировала» мирный процесс и направила его по азербайджанской «дорожной карте».
Это до сих пор единственный прецедент на пространстве бывшего СССР – восстановление территориальной целостности страны. Причём полностью, без масштабных политических уступок, без «серых зон». Это был труднейший экзамен на государственную зрелость, и мы его выдержали – под руководством своего президента.
И сегодня на карте мира – уже новый Азербайджан. Страна, которая проводит свою внешнюю политику на принципиально ином уровне. С куда большим авторитетом и политическим весом на мировой арене. Сегодня наша страна решает новые задачи и отвечает на новые вызовы. Под руководством своего президента. Своего Лидера с большой буквы.
И мы по-прежнему знаем – у нас всё получится.












