На Южном Кавказе продолжает укрепляться и структурироваться новый баланс сил. Согласно Конституции Турецкой Республики, в парламент страны направлен указ президента Реджепа Тайипа Эрдогана об отправке в Азербайджан турецких военнослужащих — для участия в миротворческой миссии в Карабахе. «Место Совместного центра будет определено Азербайджаном. В центре будут действовать военнослужащие, а при необходимости гражданские специалисты. Работа центра будет направлена на обеспечение мира и стабильности на Южном Кавказе в свете шагов по обеспечению территориальной целостности Азербайджана, что отражено и в соответствующих резолюциях СБ ООН и ОБСЕ», — отмечается в документе. Азербайджан и Турция совершают в регионе «дипломатический переворот», утверждая здесь формат «2 плюс 2». Который, во-первых, показал свою эффективность. А во-вторых, оставил «за бортом» многих из тех, кто искренне считал себя «вершителем судеб мира». Переосмысливает свой провал Евросоюз, где, как поведало официальное издание Евросоюза — EUObserver — со ссылкой на свои источники, обсуждалась европейская миссия мира в Нагорном Карабахе, которую должны были возглавить Германия и Швеция, но дальше обсуждений дело не пошло.
И самое главное, не у дел Минская группа ОБСЕ, которая еще 26 сентября считала себя «монополистом» в карабахском урегулировании. А теперь внезапно оказалась в том же положении, что и Лига Наций в 1945 году.
Впрочем, если уж быть до конца откровенными, то обижаться Минской группе следует исключительно на себя. За 28 лет своего существования эта структура так и не нашла в себе сил и потенциала оказать реальное давление на Армению и вынудить ее соблюдать те самые базовые принципы урегулирования и выполнить резолюции СБ ООН. Не последовало реакции ни на этнические чистки и изгнание сотен тысяч азербайджанцев с их исконных земель, ни на незаконную эксплуатацию природных ресурсов, ни даже на вооруженные провокации армянских оккупантов. И потом, когда нынешнее руководство Армении в лице Никола Пашиняна перешло к открытой тактике провокаций и подрыва переговорного процесса, Минская группа опять не сумела, а вернее, не пожелала вымолвить ничего членораздельного.
Можно, конечно, долго рассуждать, что у самих стран-сопредседателей сильно не совпадали взгляды на будущее региона вообще и на урегулирование карабахской проблемы в частности, что посредники не могли договориться между собой и предпочитали, чтобы стороны «сами искали путь к миру». Только вот в реальности Минской группе надо бы сказать очень большое «мерси» своему сопредседателю в лице Франции. Той самой Франции, которая слишком уж увлеклась выстраиванием «особых отношений» с Арменией.
Есть множество версий, объясняющих такое поведение официального Парижа. Возможно, во Франции слишком уж сильным оказалось влияние «армянского лобби». Возможно, что команда Макрона излишне увлеклась погоней за голосами этнических армян на выборах: в самом деле, особых политических успехов нет, экономических тоже, последствия пандемии коронавируса подкосили туризм и экономику, акции протеста «желтых жилетов» тоже не дают скучать…
Есть, наконец, и такая мысль: Франция вдруг возмечтала о глобальной роли в мировой политике. Сегодня ее президент Эммануэль Макрон уже пеняет ни много ни мало Совбезу ООН и пытается сколотить «европейский фронт» против США, бросая эффектные фразочки вроде того, что американцы смогут признать европейцев союзниками только в том случае, если они «относятся серьезно к самим себе и независимы в собственной оборонной политике». Еще недавно объявлял о «смерти мозга НАТО». И в числе прочего, старательно вставляет палки в колеса Турции. На этом фоне Армения вполне могла показаться ему удачным кандидатом на роль своего сателлита.
Намеренно оставим в стороне гадания, как на всю эту французскую возню вокруг страны — члена ОДКБ и ЕАЭС смотрела и смотрит Россия. Которая не любит посягательств на свой политический «огород». Просто отметим: старалась Франция на армянской стезе вовсю. Вплоть до озвучивания самим Макроном фейков насчет «сирийских наемников». В Париже возвещали, что ни в коем случае не позволят Азербайджану «деоккупировать» Карабах. И при этом оставалась одним из трех сопредседателей Минской группы ОБСЕ. И теперь тоже всеми силами пытается «догнать поезд», инициировать новые переговоры и т.д. И все это — вместо реальных усилий по утверждению в регионе мира и международного права, что было бы в интересах всех.
И что же в сухом остатке? Урегулирование конфликта произошло благодаря воле и решимости народа Азербайджана и победе Азербайджанской Армии, а не амебообразной «дипломатии» Минской группы ОБСЕ. Репутацию которой окончательно добили попытки Франции использовать карабахское урегулирование для своих малопонятных игр. В многообещающем Азербайджане — вполне предсказуемо! — «взлетает» влияние Турции и обнуляется —Франции. В намеченной на роль французского сателлита Армении — отчаяние, глубочайший внутренний «раздрай» и разгромленная армия.
И самое главное, ожидаемых армянских голосов тоже может не быть. В проармянцских кругах открыто обижаются на Макрона…за пассивность. Сенатор Валери Буайе, известная своими теснейшими связями с армянским лобби, возмущается в своем аккаунте в Facebook: «Франция проявила большую трусость по отношению к Армении и Нагорному Карабаху. Армяне теряют земли предков, а мы смотрим вдаль». Проще говоря, всего того позора, в который окунулся официальный Париж, мадам Буайе мало — здесь рассчитывали, что французская армия должна как минимум воевать за «свободу Арцаха», «торжество армянского дела» или еще за что. И какие формы эта обида примет теперь, когда во Францию из Армении начнут возвращаться «добровольцы», прошедшие в Армении идеологическую обработку и боевую подготовку, можно только догадываться. Особенно на фоне существующих в армянской среде традиций политического террора.
Так что политический позор — это только начало «неприятностей made in Armenia» для Парижа.
Нурани, политический обозреватель