Власти Австрии объявили трехдневный траур по жертвам серии терактов в Вене. Приспущены государственные флаги, отменены занятия в школах. Власти призывают граждан по возможности не выходить из домов и не ездить в центр города. А СМИ обсуждают подробности трагедии: террористы открыли огонь по прохожим на нескольких центральных улицах Вены. Вначале — в самом центре австрийской столицы, недалеко от синагоги и Оперного театра, затем — на Морцинплац, Зальцгрис, Фляйшмаркт, Бауернмаркт и Грабен. Результат — четверо убитых, включая одного террориста, 15 раненых, 7 из них тяжело. Власти Австрии уже идентифицировали происшедшее как теракт, причем исламистского характера. Убитый террорист идентифицирован, и, как отмечает министр внутренних дел Австрии Карл Нехаммер, он симпатизировал ИГИЛ. В СМИ уже появилась утечка: ликвидированному «стрелку» 20 лет, он выходец из Северной Македонии. Сей субъект, имя которого не называется, собирался отправиться на войну в Сирию, попал в поле зрения полиции, отсидел 22 месяца и вышел на свободу в декабре 2019 года. О его сообщниках ничего не известно. Глава МВД Австрии Карл Нехаммер предупредил: есть вероятность новых нападений, один или несколько террористов по-прежнему могут оставаться центре города. В Вене усилены меры безопасности. А власти Австрии принимают соболезнования, в том числе от Азербайджана и Турции. «Как страна, страдающая от террора, Азербайджан осуждает все формы и проявления терроризма» — подчеркнули в МИД Азербайджана. «Мы решительно осуждаем это нападение, выражаем соболезнования семьям погибших, желаем скорейшего выздоровления пострадавшим. Турция, которая десятилетиями боролась со всеми видами террора, солидарна с австрийским народом в это трудное время» — заявили в МИД Турции.
Отметиться по теме решил и Никол Пашинян. Который тут же разместил в любимом Фейсбуке пост, где весьма сумбурно рассуждал о «мировой гибридной войне», уверял, будто бы «передовой линией антитеррористической борьбы» является Карабах, где «решается судьба цивилизации», и закончил: «Мы с тобой, Вена!»
И что же — Пашинян просто попытался «пристегнуть» карабахскую тему к теракту в Вене? Или…
Намеренно оставим в стороне вопросы, случайно или намеренно исламисты устроили теракт сначала во Франции, где президент страны Эммануэль Макрон позволил себе заявления о «кризисе ислама», а затем в Австрии, где в правительственную коалицию входит ксенофобская и неонацистская Партия свободы. То есть именно там, где эти теракты вызовут наиболее сильную ответную реакцию от властей. Вспомним другое.
Вену Никол Воваевич упоминал в последнее время весьма и весьма часто. Еще 4 октября, в интервью немецкой Bild, премьер-министр Армении не только пытался стращать ее читателей сказками на тему «Турция через 100 лет вернулась в регион Южного Кавказа, чтобы продолжить «геноцид армян»», но и на полном серьезе заявил: «Если международное сообщество неверно оценит геополитическое значение этой ситуации (войны в Карабахе — Minval,.az), Европе следует ожидать Турцию близ Вены», явно намекая на осаду Вены турецкой армией в XVII веке. А несколько дней назад, беседуя с корреспондентами Тhe Telegraph (Великобритания), European Post (Бельгия), Foreign Policy (США), Tageblatt (Австрия) и Il Gеornale (Италия), озвучил куда более «адресное» предупреждение в адрес австрийской столицы: «То, что я говорю, Евросоюз должен делать не для нас, а для себя. Хочет делать, пусть делает, не хочет, пусть не делает. Я должен думать о безопасности Еревана, Армении и армянского народа. Безопасность Вены не укладывается в логику моей работы, потом пусть не говорят, что мы не предупреждали. Если в последние годы Вы вообще видите, что происходит в Европе… Эта война началась в Европе раньше. И идет каждый день. Если Вы не замечаете этой войны, если, скажем, там не работает дальняя артиллерия, это еще не значит, что война не началась». И если сразу же после этого заявления Никола Пашиняна в Вене исламисты устраивают стрельбу, то относиться к его фразе из интервью как к «совпадению» не получится. Особенно если учесть, какую серьезную ставку в Армении делали на «заграница нам поможет» вообще и на известную европейскую исламофобию и ксенофобию в частности.
А связи в мире террора у Армении есть, причем давние, обширные и крепкие. Армянская АСАЛА в этом мире — вполне себе уважаемый «бренд» и ценный партнёр. В том числе и для ИГИЛ. Достаточно вспомнить, как спецслужбы Армении патронировали вооруженные джихадистские группировки на севере Азербайджана, рассчитывая использовать их для дестабилизации ситуации в нашей стране, как армяне-автомеханики в сирийской Ракке старательно чинили бронетехнику ИГИЛ, к которой «джихадисты» на выстрел не допустили бы тех, кому не верили, как предприимчивая армянская семья на российском Северном Кавказе развернула торговлю фальшивыми документами, а затем выданные ими паспорта «засветились» в крупных терактах на территории РФ, как в России задерживали вербовщиков ИГИЛ — армян по национальности, и, наконец, как небезызвестный Вова Вартанов предлагал использовать ИГИЛ против Азербайджана. На таком фоне теракты именно в Вене, к которой в последнее время Никол Воваевич «прицепился языком», трудно свести исключительно к совпадениям. Особенно с учётом того, что террор в Армении считали и считают вполне допустимым методом борьбы. Особенно если пребывают в полной уверенности, что отвечать за террор будут не они.
Нурани, политический обозреватель