Собеседник Первого Информационного – эксперт Германского института международной политики и безопасности Уве Хальбах дал интервью интернет-ресурсу1in.am (Армения). Предлагаем это интервью вниманию читателей в оригинале без стилистической и правки:
— Господин Хальбах, 13-го августа президент России Владимир Путин совершил однодневный визит в Азербайджан. Как и было заранее известно, стороны достигли ряда договоренностей в сферах газа и нефти. Как Вы оцениваете этот визит в целом?
— Я вижу принципиально определенную интенсивность в двусторонних отношениях, которую я бы не назвал «новой страницей в сотрудничестве». Она, как я вижу, заключается в следующем: есть одна отличающая особенность, когда сравниваем отношения России с ее иностранными соседями. Россия не может в отношении Азербайджана применить такие давления, как в случае своих остальных соседей, когда пытается удержать их от евроинтеграции – направляя их на Евразийский путь и интеграцию, где у России доминирующая позиция. Азербайджан более непроходим для системы российских рычагов, нежели такие страны страны, как Украина, Молдова и Армения.
— Как и в 2006-ом году, так и в на этот раз параллельно визиту Путина в Баку, два российских военных корабля Каспийского флота бросили свои якоря в порту Баку – продемонстрировав миру военные кулаки России. На что был направлен показной триумф Российской Федерации? Какую цель преследовал этот визит и почему российская делегация была настолько
представительной?
— Так как ни один российский лидер на протяжении семи лет не посещал Азербайджан с официальным визитом, визит Путина в Азербайджан таким образом показал, что Россия не потеряла Азербайджан с геополитической точки зрения. Основная цель – показать, что отношения между Москвой и Баку неприкосновенны, несмотря на проблемы в связи с соглашением о Габалинской радиолокационной станции и прочими обстоятельствами, согласно которым двусторонние отношения были заморожены.
— В Армении этот визит восприняли как политическое давление со стороны России в преддверии парафирования Соглашения об Ассоциации с ЕС в ноябре в Вильнюсе. Можем ли мы делать подобные предположения? Какую проблему хотела Россия решить и добилась ли в этом вопросе успеха?
— Известно, что в настоящее время применяемые Россией рычаги давления в отношении соседних иностранных государств на постсоветском пространстве связаны с экономическим и геополитическим проектом Путина – Евразийским союзом. Так как Армения, несмотря на тесное сотрудничество с Россией в сфере безопасности, не желает принять Евразийское предложение, не исключено, что Москва оказывает давление на своих ближайших стран-партнеров на Южном Кавказе – проявляя положительные жесты по отношению к враждебному Армении Азербайджану.
— Как известно, в июне Россия поставила в Азербайджан большую партию военной техники, и согласно президенту Азербайджана Алиеву – в ходе визита Путина в Азербайджан Россия продала Азербайджану вооружения и военной техники почти на 4 млрд долларов – таким образом, превратив Азербайджан в этой сфере торговли в важного клиента. Не будем забывать, что в Азербайджане президент России заявил, что Карабахский конфликт может иметь исключительно политическое урегулирование. Чем обусловлены эти двойственнные подходы России?
— Это не первый раз, когда Россия проявляет двойственный подход в этом вопросе. Она предоставляет военную технику обеим сторонам Карабахского конфликта, и это не в первый раз. Единственное различие заключается в том, что торговля оружием в случае с Азербайджаном носит коммерческий характер. В этой сфере Азербайджан стал выгодным покупателем: Армения приобретает военную технику у России на льготных условиях – находясь с Россией в особых отношениях в сфере безопасности.
— Господин Хальбах, в процессе мирного урегулирования Карабахского конфликта фактически с первого же дня конфликта мало что изменилось. И хотя Минская группа ОБСЕ имеет мандат на урегулирование конфликта, однако казалось бы эта функция ограничивается лишь тем, чтобы поддерживать нынешнее положение. Какие функции должна осуществлять Минская группа, и как Армения может выйти из этого этапа, на котором на границе звучат выстрелы и угрозы?
— В действительности в 2011-ом году после трехсторонней встречи в Казани процес переговоров в рамках Минской группы ОБСЕ, казалось бы, вновь заболачивается. Как внешний исследователь, я бы сказал, что ключ к прогрессу не столько в руках внешних посредников, сколько внутренних, то есть – у сторон конфликта, а во внешних кругах я не вижу возможности для каких-либо существенных компромиссов.
— В ноябре Армения и ЕС планируют в ходе предстоящего в ноябре в Вильнюсе саммита «Восточного партнерства» парафировать Соглашение об Ассоциации. А Украина планирует подписать это Соглашение. Однако, Россия уже начала применять экономические санкции в отношении Украины – запретив ввоз некоторых украинских товаров в свою страну. Как может Армения преодолеть эти давления или возможно ли, что как это было на примере Грузии, ЕС на этом пути протянет руку помощи и Армении?
— Казалось бы, Армения сегодня намного ближе к ЕС, нежели Украина со своими проблематичными политическими развитиями. Это может пробудить политические и экономические давления на Южном Кавказе в отношении своего самого близкого партнера. Если речь идет о евразийских амбициях России, то Украина намного важнее, чем Армения. Без Украины Евразийский союз в российской перспективе будет крайне несовершенным. То же самое можно сказать и в случае Армении.
— Значительная часть армянских экспертов утверждают, Армения связана с Россией ради составляющей безопасности, из-за чего Армения не может полностью выйти с российской орбиты и получить независимость. Может ли Армения диверсифицировать свою систему безопасности? На каком уровне сближения Армения-ЕС Евросоюз хотя бы частично начнет обеспечивать безопасность Армении?
— Пока еще Карабахский конфликт не урегулирован, такие внешние игроки, как ЕС, будут крайне осторожны в вопросах военного сотрудничества или сотрудничества со сторонами конфликта в военной сфере, в вопросах обеспечения безопасности.









