Эмоции в политике — плохой советчик. Не берёмся утверждать, знают ли об этом в Кремле. Однако то, что происходит в последние месяцы во взаимоотношениях Азербайджана и России, точнее — в поведении России в отношении Азербайджана, уже невозможно списать на «недоразумение» или «отдельные публикации».
Россия усилила гибридную войну против Азербайджана. И эта кампания всё меньше похожа на геополитику — всё больше на личную вендетту.
Удары наносятся уже не только по стране — начались персональные атаки на руководство.
Причина очевидна и неприятна для Кремля: Азербайджан проводит независимую политику и усиливает международные позиции. Активизация отношений с США, личные контакты Ильхама Алиева и Дональда Трампа, формат TRIPP, подписание Хартии о стратегическом сотрудничестве — всё это меняет баланс.
Параллельно Баку укрепляет связи с Центральной Азией и Ближним Востоком, превращаясь в важный политический и транспортный центр региона. Азербайджан явно перерос рамки, которые российские «державники» отводили для «бывшей мусульманской республики».
Строго говоря, раздражение в первопрестольной явно копится уже давно. В 2020 году Азербайджан одержал блестящую победу в 44-дневной Отечественной войне, а осенью 2023 года полностью восстановил свой государственный суверенитет. Москва потеряла такой рычаг давления, как Карабах. Все многочисленные «планы урегулирования», когда в обмен на содействие в освобождении части территории, оккупированной Арменией, Азербайджан должен был вступать в ОДКБ и ЕАЭС, полетели в мусорную корзину.
На этом фоне произошло ещё одно важное событие — арест и судебное преследование Варданяна, направленного Россией в Карабах с целью запуска нового движения, а также Бако Саакяна, Араика Арутюняна и других, которых ФСБ в 2022–2023 годах готовила для нового «проекта». Варданян был направлен в Карабах не как турист. Это была попытка перезапуска управляемого кризиса, попытка создать новый центр давления на Баку. Московские стратеги пытались обнулить результаты победы Азербайджана в ноябре 2020 года, реанимировать очаг напряжённости в Карабахе, используя российский миротворческий контингент в качестве «щита», законсервировать конфликт. Более того, есть предостаточно признаков, что в Карабахе под защитой РМК готовились к реваншу. Иначе трудно объяснить нахождение там 15-тысячной армянской военной группировки с сотнями единиц танков, другой бронетехники и т. д. Но проект провалился. Не удалось и начать в Карабахе «партизанскую войну» и развернуть кампанию террора против Азербайджана, что, напомним, прямо обещал кремлёвский олигарх-провокатор Рубен Варданян.
Теперь возможные показания Варданяна становятся чувствительным фактором уже для самой России. Его фигура воспринимается как потенциальная угроза для части российской элиты — в том числе в вопросах финансовых активов и связей. И это нервирует Москву. Там понимают, сколько пикантных подробностей о планах Москвы в отношении Карабаха уже после войны может рассказать Рубен Карленович. И это заставляет нервничать очень многих. Особенно если вспомнить, что ещё во времена «Тройки Диалог» Варданян занимался отмыванием денег по заказу московской элиты.
Отдельный раздражитель — жёсткая позиция президента Ильхама Алиева по делу о трагедии AZAL. Москва до сих пор не выполнила обещаний, данных в Душанбе в прошлом году. В Баку это помнят. И напоминают.
Для Кремля такая принципиальность стала неожиданностью. Привычная схема «замять и забыть» не сработала. И к такому поведению российские державники оказались просто не готовы. Азербайджан демонстрирует на международной арене принципиальную, безупречную с точки зрения международного права позицию. А ещё наша страна ведёт свою политику с чувством собственного достоинства. И к этому в Москве оказались не готовы.
Не стоит забывать и о внутреннем фронте. В Азербайджане была разгромлена и разоблачена российская «пятая колонна». Закрылся Русский дом. Прекратил работу симоньяновский Sputnik. Прозвучали разоблачения в отношении экс-главы администрации президента Рамиза Мехтиева и других фигур. Сорваны планы государственного переворота, по результатам которого предполагалось завести Азербайджан в ОДКБ. Нанесён удар по так называемому «евразийскому движению». Механизм влияния, который годами выстраивался, дал сбой.
И вот тут Москва пустила в дело привычный набор инструментов: масштабные кибератаки, координированные гибридные операции, потоки дезинформации в социальных сетях, ложь и клевету, кампанию против руководства страны.
В этот процесс вовлекаются азербайджанцы, проживающие за рубежом. Усиливаются атаки на диаспору. Мы видим аресты, давление, изъятие финансовых средств, случаи насилия.
Подобные инструменты были в ходу в девяностые — за вычетом социальных сетей, которые тогда ещё не появились. Гибридные атаки шли через СМИ. Но ничего нового в арсенале Кремля так и не появилось. И самое обидное — не появилось готовности выстраивать с Азербайджаном нормальные отношения. Вместо этого — настойчивые попытки вернуть ситуацию к началу девяностых.
Часть «гибридных операций» реализуется и на территории Армении. Параллельно Москва продолжает подстрекать карабахских армян в Армении, стимулируя реваншистские настроения. Расчёт понятен: сорвать мирный процесс, заново раздуть конфликт и использовать его в качестве рычага давления и на Баку, и на Ереван.
Активизируется и российская агентура в Европе. Цель — осложнить нормализацию отношений Баку с ЕС. Для этого используются пророссийские структуры в Европарламенте и ПАСЕ. Совпадение позиций ряда западных кругов с российской пропагандой в отношении Азербайджана выглядит слишком синхронным, чтобы быть случайным. Напомним: за годы, прошедшие после окончания «холодной войны», Россия при помощи коррупционных денег создала в европейских странах разветвлённую сеть влияния, где фигуры типа экс-канцлера ФРГ Герхарда Шрёдера — пример весьма показателен. А сегодня достаточно вспомнить материалы, связанные с делом Эпштейна. Они раскрыли тревожные детали о роли отдельных европейских политиков. В числе фигур, чьё имя всплывает в контексте российского влияния, называют Торбьёрна Ягланда — бывшего генсека Совета Европы и экс-премьера Норвегии.
Его период руководства Советом Европы совпал с усилением энергетической зависимости ЕС от России. Именно тогда были приняты решения, которые обернулись миграционным кризисом и стали почвой для роста ультраправых пророссийских сил, включая AfD.
При этом Ягланд был известен своей жёсткой антипатией к Азербайджану. Сегодня с этого персонажа уже снята парламентская неприкосновенность, в его отношении ведётся расследование по обвинениям в коррупции. И это явно ещё не конец.
Опять-таки по лекалам девяностых Москва пытается искусственно раздуть в Азербайджане тему «этнического противостояния». Вновь вытаскивается мифическая «лезгинская проблема». Напомним: подобные попытки уже предпринимались — вплоть до попыток вынести вопрос на площадку ООН в 2012 году.
При этом Россия (как мы неоднократно писали), сама направляющая лезгин, татар, бурят и представителей других народов на фронт в Украине, где они несут тяжёлые потери, ищет «этнический конфликт» в Азербайджане, что выглядит абсурдно. Сравнивать положение лезгин в экономически отсталых регионах России с условиями, созданными для лезгин в Азербайджане, в том же горнолыжном курорте Шахдаг и др., попросту невозможно. Но, судя по всему, в Москве всё ещё не привыкли, что граждане Азербайджана могут «сложить два и два» и сделать свои выводы.
Теперь же, судя по всему, начинается новый этап провокационной возни. Грязная кампания не только не сворачивается — она выходит на новый уровень. По имеющейся информации, в ближайшие дни будет запущен очередной этап атак — как против Азербайджана в целом, так и персонально против руководства государства.
В этой схеме намерены задействовать одного из представителей известной азербайджанской семьи, проживающей в России. И чем яростнее подобные атаки и пышные провокации, тем очевиднее: в Москве нервничают.
Но весь вопрос в том, что поезд уже ушёл. Азербайджан больше не та страна, которую можно запугать гибридными трюками. Это сильное и по-настоящему независимое государство с устойчивой политической системой. Времена «импорта революции» и инспирирования извне беспорядков и государственных переворотов уже прошли. А вот политическая ответственность за подобные игры для Москвы останется.










