Как передает AZE.az, армянский адвокат Ерем Саркисян заявил: «Версии и заявления, озвученные в СМИ, согласно которым преступление, возможно, совершил не Пермяков, вызвали опасения у потерпевшей стороны. Принимая во внимание тот факт, что одежда Пермякова и закрепленный за ним автомат были оставлены на месте преступления, считаем, что данная версия нуждается в проверке».
«Следствие должно выяснить, действительно ли Пермяков зашел в дом к Аветисянам выпить воды, действительно ли он забрел туда случайно, совершил ли он убийства из страха, что его выдадут, было ли заранее спланировано преступление и имело ли оно своей целью посеять атмосферу страха и дестабилизировать ситуацию. Наличествующие в деле некоторые данные дают основания полагать о возможном существовании у Пермякова сообщников», — говорится в ходатайстве, передает «Интерфакс».
Ранее сообщалось, что представители российской прокуратуры могут выступить в качестве стороны обвинения на процессе по убийству семи человек в Гюмри.
Утром 12 января в Гюмри выстрелами из автомата были убиты члены одной семьи – Сережа Аветисян (1961 года рождения), Асмик Аветисян (1959), Аида Аветисян (1979), Армен Аветисян (1981), Араксия Погосян (1990), двухлетняя Асмик Аветисян, еще один ребенок – шестимесячный младенец, был госпитализирован в крайне тяжелом состоянии и позже был прооперирован. На месте преступления были обнаружены автомат, гильзы, военная форма со знаками отличия ВС РФ, армейские ботинки. Была установлена принадлежность найденных предметов военнослужащему-срочнику 102-ой российской военной базы Валерию Пермякову, который ранее дезертировал с места несения службы.
19 января шестимесячный Сережа Аветисян, получивший множество ножевых ранений 12 января во время убийства семьи Аветисянов, скончался в больнице Святой Богородицы в Ереване. Несмотря на действия местных и зарубежных врачей, у ребенка развилась легочная, почечная и сердечная недостаточность, ставшие причиной смерти.
В ночь на 13-ое января Пермяков был задержан при попытке пересечения армяно-турецкой границы и препровожден обратно на базу.
Следователи Следственного комитета Армении предъявили Валерию Пермякову обвинение по пункту 1 части 2 статьи 104 (умышленное убийство двух и более человек) Уголовного кодекса Армении. Валерий Пермяков признал предъявленное ему обвинение». Пермяков предъявленное ему обвинение в убийстве семьи Аветисянов признал.
В Гюмри прошли масштабные акции протеста с требованием выдачи подозреваемого армянской стороне, закончившиеся столкновениями с полицией. Российские власти пообещали наказать всех, кто в той или иной степени причастен к убийству, включая начальство базы. Однако часть протестующих считает, что нахождение Пермякова под российской юрисдикцией поможет вышестоящим виновным в случившемся уйти от ответственности. Кроме того, протестующие требовали выдачи Пермякова армянскому правосудию из-за того, что преступление было совершено на армянской территории, сообщает Panarmenian.
23 января в СК РА сообщили, что по делу Валерия Пермякова будет проведена психолого-психиатрическая экспертиза: «Судебные медики должны определить психическое здоровье военнослужащего, устроившего резню в Гюмри. Все экспертизы, в том числе и эта, будут проведены в Армении на территории 102-й российской военной базы».
31 января следственные органы Армении взяли у Пермякова образцы крови и волос. Образцы взяты для сравнения их с обнаруженными на месте преступления следами и взятыми образцами. Назначены сравнительная, судебно-биологическая, генетическая, криминалистическая экспертизы. Все экспертизы проводятся в Армении, отметили в СК.
3 февраля источники, знакомые с ситуацией, сообщили, что суд Пермяковым пройдет в Армении в гарнизонном военном суде на территории российской военной базы. Такое решение принято на основании двустороннего соглашения о статусе военной базы, расположенной на севере Армении.
Позже генеральный прокурор Армении Геворк Костанян обратился к генпрокурору России Юрию Чайке с ходатайством о передаче армянским правоохранительным органам производства уголовного дела по факту убийства семьи Аветисянов в Гюмри 12 января.
Костанян направил ходатайство, руководствуясь статьей 6 заключенного между двумя странами соглашения о правомочиях и взаимной правовой помощи по вопросам пребывания российской военной базы на территории Армении.
Между тем, российские СМИ сообщили, что военный командир города Балей обвиняется в том, что изначально допустил к службе психически неуравновешенного призывника — Валерия Пермякова.
Следователи считают, что глава комиссариата мог умышленно способствовать отправлению Пермякова на службу, поэтому скрыл факты его психических отклонений за положительной характеристикой военного. Ранее ему был уже поставлен диагноз – олигофрения.
О психических проблемах Пермякова знали и в Чите — в воинской части № 21250, где он начинал службу.
Однако при переводе Пермякова в Гюмри о том, что солдат проходил лечение в психиатрическом отделении, не сообщили.