Сегодня, 1 сентября, в Минске запланирована встреча трехсторонней контактной группы по вопросам урегулирования военного конфликта в Украине. Столица Беларуси была выбрана как нейтральная территория для таких переговоров по итогам саммита стан Таможенного союза, Украины и ЕС 26 августа. В группу переговорщиков вошли представители ОБСЕ, посол России в Украине Михаил Зурабов и второй президент Украины Леонид Кучма.
По неофициальной информации, на переговорах также будут присутствовать представители террористических организаций ЛНР и ДНР. «Эта группа постоянно действовала, но основные вопросы, которые она решала в последнее время, были связаны с обменом пленными и гуманитарной помощью. Вопрос эскалации не обсуждался», – сказал губернатор Донецкой области Сергей Тарута. Среди вопросов, которые планируется обсудить сегодня – формат и условия двухстороннего прекращения огня.
О том, что от этих переговоров ждут большего, чем очередное выражение обеспокоенности и констатация необходимости срочного урегулирования конфликта, свидетельствует риторика сторон.
На встрече в Брюсселе 30 августа Петр Порошенко заявил, что ожидает улучшения ситуации на востоке страны уже в понедельник. По его словам, конфликт на Донбассе уже достиг крайней черты, за которой изменения станут невозможными, поэтому нужно задействовать дипломатические методы переговоров.
Президент России Владимир Путин в интервью на Первом канале также дал оценку ситуации на юго-востоке Украины. В частности, он заявил, что нужно начинать переговоры «по вопросам политической организации общества и государственности на юго-востоке Украины с целью безусловного обеспечения законных интересов людей, которые там проживают». Это заявление вызвало ажиотаж в информпространстве двух стран, так что пресс-секретарь главы российского государства Дмитрий Песков внес дополнительную ясность: речь идет исключительно об инклюзивных переговорах внутри Украины, президент не имел в виду какой-либо дополнительный статус регионов/областей.
Путин озаботился и подготовкой к зиме на Донбассе, призвав поторопиться с восстановлением инфраструктуры, сделав ремарку, «что, кроме России, об этом, похоже, никто не думает».
О позиции Москвы высказался сегодня утром министр иностранных дел России Сергей Лавров – он уверил, что страна выступает за мирное урегулирование ситуации на Донбассе, и исключил военное вмешательство со стороны России. В то же время он призвал украинские власти прекратить использование тяжелого вооружения на Востоке «по отношению к мирным жителям».
Дорогой мир
Алексей Данилов, экс-губернатор Луганской области и бывший мэр Луганска, отмечает, что де-факто уничтожен Донбасс как энергетический хаб, и проблемы для экономики страны усугубляются. Это само по себе работает на снижение статуса украинской государственности. «Россия делает это по частям. Сначала «под шумок» забрала Крым. Следующий этап – Донбасс. Как только мы согласимся на урегулирование ситуации в таком формате [автономии], следующий аналогичный котел у нас будет в Харькове и Одессе», – предполагает он.
«Государство априори не может быть предметом торга. Устройство государства определяет народ, который живет на его территории, и уж никак не сосед, тем более такой агрессивный, как Путин, – считает Данилов. – Если мы соглашаемся, это будет означать смерть Украины».
Павел Розенко, депутат от УДАРа, уверен, что самостоятельность/отделение/автономия Донбасса не будут обсуждаться ни под каким видом. Он также убежден, что и другая сторона этого не требует. «Если читать его [Путина] фразы без эмоций, в приведенных формулировках я не увидел жесткого требования государственной независимости для регионов, – поясняет он. – Очевидно, что ни присоединение к России, ни создание каких-то государств на территории страны на сегодня не входит в планы Путина».
Это подтверждает, что Россия не пошла по «крымскому сценарию», не признала референдумы на территории Донецкой и Луганской областей, оставив их в статусе местной инициативы. «Ни Донецкая, ни Луганская области в составе России не нужны, как не нужны и самостоятельные образования, за которые все равно Россия будет нести ответственность, – констатирует Розенко. – Глобальная цель – управляемая Украина».
По его мнению, все дискуссии могут начинаться исключительно с тезиса о том, что Украина – единая страна. Среди возможных уступок он перечисляет уже неоднократно задекларированные украинскими властями тезисы: децентрализация украинских областей, увеличение полномочий регионов, защита культурных особенностей, в том числе в языковом вопросе. «По этим вопросам мы можем общаться, но Украина – единая страна в тех границах, в которых она сегодня есть, – подчеркивает он. – Никаких оснований для «малороссии» я не вижу».
В случае если переговоры будут безрезультатными и Россия продолжит наступление, Украина будет проводить мобилизацию людей и запускать все резервы, уверен Розенко. «Украинская армия разваливалась годами, за месяц и даже полгода ее собрать тяжело, ощущение того, что имеются определенные несогласования в тыловом обеспечении, взаимодействии подразделений, есть. Но, тем не менее, именно эти самые Вооруженные силы Украины уже очистили часть Донецкой и Луганской областей от террористов и русской армии», – говорит он.
Александр Кузьмук, генерал армии, экс-министр обороны Украины, в то же время признает, что силы отличаются в разы. «Понятно, что Украина будет биться до последнего. Но будем реалистами: соотношение сил – и по количественным, и по качественным характеристикам – сегодня в пользу Российской Федерации, – объясняет он. – Русская армия только по численности людей примерно в 10 раз больше. По количеству кораблей, самолетов и танков преимущество еще больше».