Для обнаружения останков граждан, без вести пропавших во время первой и второй карабахских войн, по требуются много лет. Об этом Minval заявила председатель Общественного объединения «Семьи без вести пропавших Карабаха» Кёнуль Бехбутова.
Отметим, что сегодня Государственный комитет по делам военнопленных, заложников и без вести пропавших граждан сообщил об опознании еще 17 шехидов, считавшихся пропавшими без вести в Первой Карабахской войне. Известно, что среди них останки одного гражданского лица -Ахмадовой Зибейды Бадал гызы. Их останки будут захоронены в Гарадагском районе Баку, Сумгайыте, Ходжалы, Барде, Мингячевире, Исмаиллы, Балакяне, Уджаре, Джалилабаде, Лерике, Сабирабаде, Гёйчае, Гяндже и Шамкире.
Как прокомментировала Бехбутова, согласно данным за январь 2026 года, в Азербайджане насчитывается 4004 без вести пропавших. Из них 6 человек пропали во время 44-дневной Отечественной войны, а 3998 человек – во время Первой Карабахской войны. До сих пор, включая останки последних идентифицированных 17-ти человек, обнаружены и установлена личность 220 без вести пропавших. Что касается 17-ти без вести пропавших, то их останки 19-20 февраля будут преданы земле. Их нашли в окрестностях села Сырхавенд Агдеринского района, Кельбаджарского района, Муровдага. Однако в целом все найденные останки были выявлены в местах ожесточенных боев во время Первой Карабахской войны — преимущественно в Агдеринском, Физулинском, Кельбаджарском, Агдамском, Ходжалинском, Ходжавендском районах, Муровдаге и городе Шуша.
«Самая большая трудность в поисках без вести пропавших заключается в минной опасности. Ни для кого не секрет, что многие территории до сих пор остаются заминированными. Кроме того, армяне в свое время уничтожили немало захоронений азербайджанцев. Помимо этого, по истечении времени изменился рельеф местности, например, изменились стоки рек», — говорит Бехбутова.
Она подчеркнула, что в ближайшее время ожидается идентификация еще нескольких человек, и хотя она не смогла назвать их численность, отметила, что в моргах Объединения судебно-медицинской экспертизы и патологической анатомии исследуются кости еще нескольких человек.
Бехбутова считает, что процесс поисков без вести пропавших граждан затянется на годы, как это произошло в других странах, где произошли затяжные военные конфликты. С момента освобождения оккупированных территорий Азербайджана прошло более пяти лет, однако удалось обнаружить немногих. Помимо этого, как уже выше было сказано, работу поисков осложняет наличие заминированных территорий. Вдобавок не все останки поддаются идентификации. Если кости остались на поверхности или около воды, очень сложно бывает провести ДНК тест.









