Азербайджан и Сербия последовательно укрепляют двусторонние отношения, делая ставку на стратегическое партнерство, энергетическое сотрудничество и инвестиционные проекты. Визит азербайджанского президента Ильхама Алиева в Белград отражает устойчивый характер этих связей и их долгосрочную направленность. Об этом в комментарии Minval Politika сказал политолог, депутат Милли Меджлиса Азербайджана Расим Мусабеков.
«Азербайджан и Сербию связывают отношения стратегического партнерства. Баку и ранее демонстрировал особую значимость этого партнерства, а данный визит — развитие наших достаточно продолжительных и тесных партнерских отношений», — подчеркнул он.
Депутат также обратил внимание и на внутриполитическую ситуацию в Сербии.
«В определенном смысле это и поддержка самого президента Сербии Вучича, потому что против него разгоняется достаточно сильная оппозиционная волна с вовлечением широких масс молодежи. Есть желание дестабилизировать ситуацию, тогда как Сербия нуждается в стабильном развитии, чтобы справляться с существующими вызовами», — заявил депутат.

По его словам, Азербайджан последовательно выстраивает стратегические связи со странами Балкан.
«Такие же отношения стратегического партнерства у Азербайджана с Хорватией, Боснией и Герцеговиной, Албанией. В данном случае речь идет о самой крупной балканской стране — Сербии», — подчеркнул он.
Особое место, подчеркнул Мусабеков, в сотрудничестве занимает энергетика: «Сербия, в отличие от своих соседей, более уязвима в энергетическом отношении. У страны нет выхода к морю, и она традиционно была завязана на поставках нефти и газа из России».
С учетом решения Евросоюза отказаться от российских энергоресурсов положение Белграда становится критическим, указал азербайджанский депутат: «Хорватия имеет терминалы для приема сжиженного газа, но отношения между Загребом и Белградом остаются напряженными, и рассчитывать на полноценный транзит через Хорватию Сербия не может. Тут альтернативой может стать азербайджанский газ».
«Через интерконнекторы Азербайджан может поставлять определенные объемы газа в Сербию — пока речь идет примерно о миллиарде кубометров», — уточнил он, добавив при этом, что Азербайджан в состоянии найти эти ресурсы, но с учетом того, что политика ЕС очень нестабильна, вместе с Сербией был запланировал крупный энергетический проект. Речь идет, указал политолог, о газовой электростанции мощностью около 500 МВт.
«Азербайджан реализовывал подобные проекты не только на своей территории — на территории Мальты SOCAR построил газовую станцию. После перехода электростанции с мазута на газ цена киловатт-часа снизилась на 25%, а выбросы сократились в десять раз. Этот опыт может быть востребован и в Сербии», — сказал Мусабеков.
По его словам, для Азербайджана это означает не только экспорт газа, но и расширение энергетического присутствия.
«Это не просто поставки газа, а создание добавленной стоимости и увеличение доходов за счет деятельности», — подчеркнул депутат.
Комментируя возможную реакцию внешних игроков, Мусабеков отметил, что поводов для напряженности нет: «Это сотрудничество не имеет такого масштаба, чтобы напрягать Брюссель, Москву или Анкару. Москва прекрасно понимает ограниченные возможности Белграда в проведении самостоятельной политики».
По его словам, Сербия, как страна-кандидат в ЕС, вынуждена учитывать позицию Брюсселя. С Анкарой, по его словам, Белград пытается выстраивать нормальные взаимоотношения.
«Но это вовсе не означает, что чиновники Евросоюза могут навязывать решения, которые способны привести к катастрофическим последствиям», — подчеркнул депутат.
Он добавил, что в конечном итоге все понимают специфику положения Белграда.
«Никаких серьезных негативных импульсов ни из Брюсселя, ни из Москвы, ни из Анкары не последует», — считает Мусабеков.
Отдельно депутат остановился на роли SOCAR в европейских проектах. SOCAR, по его словам, стремится стать не просто поставщиком энергоресурсов, а вертикально интегрированной энергетической компанией. Компания уже реализовала крупные проекты в Турции — от газификации регионов до развития нефтехимического производства и розничной продажи газа. В Албании создается газовая инфраструктура. Ранее рассматривались проекты в Греции, однако они не были реализованы по конкурентным причинам.
По словам Мусабекова, Сербия представляет собой привлекательную площадку для долгосрочных инвестиций.
«Если этот опыт окажется успешным, сотрудничество вряд ли ограничится только одной Сербией», — заключил Мусабеков.










